USD 65.99 ЕВРО 74.9

ФГУП НИИПС повышает качество информационных систем Почты России благодаря оптимизации процессов разработки ПО

Технологии

ФГУП НИИПС повышает качество информационных систем Почты России благодаря оптимизации процессов разработки ПО

Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи (ФГУП НИИПС) — единственная в России научно-исследовательская организация, специализирующаяся на решении задач почтовой отрасли.

С 1960 года и по сегодняшний день ФГУП НИИПС занимается подготовкой
концепций и программ развития почтовой связи, информатизацией почтовой отрасли,
разработкой специализированного программного обеспечения с использованием
передовых технологий и технических средств.

Ситуация

Основным клиентом ФГУП НИИПС является Почта России. В числе прочих
информационных систем, обеспечивающих критически важные потребности бизнеса,
для нее разрабатывается информационная система «Центральное хранилище данных о
почтовых адресах» (ЦХДПА). История разработки системы ЦХДПА, централизующей
управление всеми адресными данными на территории РФ и необходимой для точной
доставки корреспонденции, насчитывает более трех лет. За это время были созданы
две полнофункциональные версии системы и несколько промежуточных релизов.

Однако для управления разработкой использовались разрозненные программные
средства, каждое из которых отвечало лишь за отдельные этапы процесса. Из-за
этого создаваемая документация (технические задания и проекты) оказывалась
неполной. Случалось, что некоторые требования заказчика упускались из виду, и
для исправления ситуации приходилось переделывать часть уже завершенных работ,
что задерживало сдачу проекта. Тестирование программных продуктов часто
проводилось без предварительного планирования и проработки сценариев. Отчеты о
проведенных испытаниях передавались разработчикам в виде простых текстовых
файлов с неформализованным описанием выявленных дефектов.

В последние два года количество задач, которые ставит Почта России перед
своим генеральным подрядчиком, постоянно растет. Чтобы соответствовать новым
условиям руководство ФГУП НИИПС инициировало проект по совершенствованию
процессов разработки. За основу была взята модель CMMI (Capability Maturity
Model Integration), разработанная экспертами в области инжиниринга процессов
создания ПО. Целью этой модели является оценка зрелости существующих процессов
(от 1 минимального до 5 максимального уровня) и предоставление инструкций по их
усовершенствованию. Руководство института поставило целью добиться соответствия
процессов тестирования третьему уровню зрелости по шкале непрерывного
представления CMMI for Development 1.3.

Решение

Пилотный проект было решено провести в рамках проектной группы, занимающейся
ЦХДПА. Выбор был обусловлен важностью проекта и необходимостью строгого
соблюдения сроков его выполнения. Система ЦХДПА реализована на платформе .Net,
поэтому ранее для управления разработкой уже использовались отдельные продукты
Microsoft: для хранения исходных кодов применялся SourceSafe, а отдел
разработки в последние годы начал осваивать Microsoft Visual Studio Team
Foundation Server (TFS). Новая версия TFS и стала основой платформы
автоматизации. Кроме того, была внедрена система Visual Studio Test
Professional из состава Microsoft Visual Studio.

В ходе пилотного проекта предстояло усовершенствовать процессы управления
требованиями и управления тестированием. Специалисты российского подразделения
Microsoft Consulting Services помогли разработать регламенты процессов и
настроить внедряемые системы.

В TFS реализован сквозной процесс управления разработкой. Все требования
заказчика в формализованном виде заносятся в единое хранилище. Затем аналитики
и системные архитекторы оценивают возможность их реализации, а тестировщики –
их полноту, непротиворечивость и тестопригодность. На основании этих требований
формулируются запросы на изменение, которые разбиваются на отдельные задачи и
делегируются конкретным исполнителям. По каждому требованию программисты
фиксируют вносимые в код изменения, а тестировщики составляют план испытаний,
разрабатывают тестовые сценарии, а по окончании тестирования и отчитываются о
результатах — описывают выявленные дефекты или подтверждают работоспособность
продукта. Таким образом в TFS можно отследить полную цепочку действий и
артефактов по каждому требованию и каждой выявленной ошибке, а также в любой
момент проверить их текущий статус.

Изменился и процесс управления самим проектом разработки. Теперь по
завершении рабочего дня все участники отчитываются в TFS о выполненных ими
задачах. Менеджеры проекта оперативно оценивают ход работ и при необходимости
корректируют сроки, а также определяют эффективность работы каждого участника
проекта.

Внедрение TFS — от разработки регламентов до запуска в эксплуатацию —
продолжалось около двух месяцев. За это время специалисты Microsoft провели для
сотрудников ФГУП НИИПС занятия по настройке и использованию решения. Сейчас с
системой работают около 20 человек.

Преимущества

Внедрение нового решения позволило добиться главного — систематизировать все
этапы разработки и обеспечить прозрачность процессов управления требованиями.
Благодаря TFS удалось организовать полноценное взаимодействие всех участников
проекта — аналитиков, архитекторов, программистов и тестировщиков. В едином
хранилище собраны все документы по проекту, причем по каждому требованию можно
проследить как выполненные, так и запланированные работы.

«Управляемость проектов
значительно возросла, теперь в любой момент мы можем оценить процент реализации
каждого требования. Поскольку контролировать трудозатраты программистов и
тестировщиков стало гораздо проще, повысилась достоверность
планирования, Улучшилось и качество проработки проектов. Раньше требования
согласовывались с заказчиком лишь на уровне общей концепции, а детали нам
приходилось додумывать самостоятельно. Из-за этого возникали сложности на этапе
сдачи проектов. Сейчас ни одно требование заказчика не может быть упущено или
неверно истолковано»,-
Роман Клин,
заместитель директора ФГУП НИИПС

Благодаря новой методологии управления разработкой на каждом этапе
количество итераций тестирования системы сократилось с четырех до двух. Каждая
итерация завершается формированием дополнительного списка требований, что
упорядочивает процесс доработки и способствует повышению качества конечного
программного продукта.

Трудозатраты на доработку раньше составляли не менее 20% от собственно
разработки ПО. Теперь же они не превышают 10% даже с учетом изменений и
дополнений начальных требований. Сам процесс внесения изменений в
первоначальные требования заказчика также стал более прозрачным. Благодаря
оптимизации работы изменения сейчас вносятся лишь в 15% требований, в то время
как прежде практически каждое третье требование приходилось дорабатывать,
иногда по два или три раза. Это изменило структуру трудозатрат по проектам:
если раньше доля затрат, связанных с доработкой требований, составляла 55%, то
сейчас она сократилась до 20%.

Работа с требованиями стала более удобной. Все участники проекта теперь
лучше понимают действия своих коллег, и количество запросов по уточнению данных
сократилось. Тестировщик может самостоятельно проверить, какие изменения были
внесены по его запросу, а разработчику стало проще разобраться, почему в ходе
тестирования возникла та или иная ошибка — он может посмотреть информацию обо
всех тестовых испытаниях.

Менеджеры получили удобный инструмент для контроля за текущей загруженностью
каждого члена проектной команды и за качеством его работы: все действия
фиксируются в системе, и это способствует повышению личной ответственности
сотрудников. Управление проектом перестало быть статичным — решения принимаются
оперативно и на основании достоверных данных. Если раньше сведения о текущем
положении дел собирались раз в неделю или по специальному требованию
руководителя, то сейчас вся информация доступна ему в режиме онлайн. В случае
необходимости он может проанализировать ошибки, допущенные при планировании, и
скорректировать ход работ по проекту.

«Совершенствование
методологии и организации процессов разработки ПО — это сложная задача, которая
не может быть реализована быстро и разом. Необходима эффективная платформа, на
базе которой можно будет постепенно выстраивать оптимальные регламенты
взаимодействия всех участников команды. По итогам пилотного проекта внедрения
TFS мы видим, что система отлично подходит для наших целей. Нам уже удалось
поднять качество тестирования в соответствии со вторым уровнем зрелости по
шкале CMMI. Расширив использование этой методологии в масштабах всей
организации, мы сможем обеспечить выполнение требований третьего уровня
зрелости. Эта оценка станет подтверждением того, что мы гарантируем высокое
качество разрабатываемых продуктов и строгое соблюдение взятых на себя
обязательств»,-
считает Роман
Клин.

«Выгоды от внедрения
новой методологии нашим основным разработчиком, ФГУП НИИПС, ощутили и мы.
Проект, на котором внедрена новая технология разработки, стал значительно более
управляемым по срокам, сократилось количество итераций по уточнению требований
к системе»,-
комментирует Сергей Полуян,
руководитель проекта «Почта России».

Сейчас во ФГУП НИИПС ведутся работы по интеграции TFS с системой управления
проектами Microsoft Project. Это позволит включить руководителей проектов в
единую сквозную цепочку управления. В ближайшие два года институт планирует
автоматизировать на базе TFS управление процессами проектирования и сборки
ПО.