USD 64.49 ЕВРО 71.96

Проект «Электронная учительская»

Технологии

Проект Электронная учительская

Для решения проблем Федеральным консультантом-разработчиком ООО «Хронобус» на базе системы администрирования «1С:ХроноГраф Школа 2.5» разработан и успешно внедрен программно-технологический комплекс «Электронная учительская».

Ситуация

В течение последний двух лет в тысячах школ более чем 20-ти регионов РФ в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» осуществляется процесс массового внедрения системы администрирования «1С:ХроноГраф Школа 2.5», в ходе которого, наряду с очевидной успешностью в реализации целого ряда административных и учетных задач, был выявлен ряд наиболее общих для абсолютного числа школ России ключевых проблем, связанных с встраиванием систем автоматизации в организацию их работы, таких как:

  • Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах сотрудников школы — от директора и завуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.
  • Отсутствие аппаратных и программных (системных) выделенных серверов, без которых невозможна эффективная организации сетевой многопользовательской работы с единой базой данных школы.
  • Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации необходимой «сетевой» работы недостаточно опытных пользователей.

Попытки использовать для решения административных задач потенциал имеющихся в школе кабинетов информатики, как правило, мало эффективны, а иногда приводят к отрицательным результатам, так как не только не решают вышеперечисленные проблемы, но и добавляют новые, связанные с невозможностью одновременной реализации учебного компьютерного класса для учащихся — с одной стороны, и закрытой «безопасной» информационной среды для сотрудников школы — с другой.

Внедрение

Для решения описанных выше проблем Федеральным консультантом-разработчиком ООО «Хронобус» на базе системы администрирования «1С:ХроноГраф Школа 2.5» разработан и успешно внедряется программно-технологический комплекс «Электронная учительская», который позволяет:

  • Установить общешкольный сервер хранения базы данных, представляющий собой естественное аппаратное развитие программного комплекса «1С:ХроноГраф Школа 2.5» и обеспечивающий формирования административной и сбор содержательной информации.
  • Предоставить возможность подключения персональных компьютеров (ПК) администраторов школы к серверу для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующим оперативным предоставлением формализованных отчетных данных вышестоящим органам образования.
  • Обеспечить преподавателей-предметников полноценными автоматизированными рабочими местами (АРМ) на базе карманных персональных компьютеров (КПК), оснащенных программным обеспечением для ведения электронных аналогов классных журналов и персональной записной книжки.
  • Обеспечить взаимодействие КПК и сервера на основе механизма синхронизации «беспроводным методом» посредством стандартного радио-интерфейса Wi Fi, что позволит быстро ввести систему в строй, не потребует разворачивания полноценных проводных сетей на территориях общеобразовательных учреждений, а также сделает работу системы более стабильной в целом.
  • Обеспечить подключение КПК и ПК к сети Интернет, что позволит сотрудникам школы осуществлять оперативный контакт с родителями учащихся посредство электронной почты.
  • Дифференцировать на едином сервере на уровне отдельных программ административную и содержательную компоненты учебного процесса, решая тем самым актуальную проблему быстродействия и стабильности различных информационных систем.
  • Осуществлять удаленное администрирование компьютерной среды школы, включающее выполнение всех обслуживающих работ одним системным администратором, например, из Управления образования или иного муниципального (регионального) информационного центра; регулярное централизованное обновление системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.
  • Использовать единый сервер и специализированное программное обеспечение для решения проблемы защиты конфиденциальной информации, что особенно актуально в связи с вступлением в силу с 26.02.2007 г. Федерального Закона №152-ФЗ «О персональных данных».

Особенно важным, по мнению разработчиков комплекса, является его местоположение, точно соответствующее названию, — в школьной учительской. Установка комплекса в этом помещении хотя и требует специальных технических решений (например, таких) как готовность к монтажу на ограниченной площади, жесткие требования по теплу и шумности работы сервера и т.д.), однако, по целому ряду причин, полностью оправдана.

Программно-технологический комплекс (ПТК) «Электронная учительская» разработан для решения задачи качественного обновления характера деятельности руководителей и сотрудников общеобразовательных учреждений и направлен на внедрение информационно-коммуникационных технологий в их повседневную практическую деятельность.

Для достижения этих целей в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в период с 2002 по 2006г. ООО «Хронобус» была проведена разработка программных комплексов автоматизации, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий в управлении общеобразовательным учреждением и учебным процессом.

В соответствии с тем, что эффективная автоматизация образовательного процесса в обязательном порядке решает задачи взаимосвязи администрирования и содержания, функционал разработанных ООО «Хронобус» систем управления общеобразовательным учреждением распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу.

Обеспечивая процесс планирования, кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности, пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей, формируют базу данных образовательного учреждения, предоставляя ее в распоряжение пользователей-преподавателей, обеспечивающих взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационной системы.

В целях повышения эффективности и оперативности информационной деятельности преподавателей-предметников непосредственно в повседневной практике реального учебного процесса необходимо было обеспечить их максимально простым, мотивационно-востребованным и экономически-реалистичным инструментом.

Пилотный проект по вводу в эксплуатацию и внедрению «программно-аппаратных комплексов оперативного сбора и анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных учреждений» (ПТК «Электронная учительская») был запущен в рамках конкурса ФЦПРО в 2007 году (на условиях софинансирования с регионами) в Оренбургской области и Республика Мари-Элл.

Исполнителем работ по конкурсу выступила Интеграторская компания ЗАО «ВЕРИСЕЛ Проекты», соисполнитель работ — ООО «Хронобус», разработчик технологии ПТК «Электронная учительская».

Результат

На сегодняшний день общее количество успешно функционирующих в регионах РФ ПТК «Электронная учительская» составляет около 200 комплектов.

В рамках пилотного проекта были решены следующие задачи:

  1. Установлены сервера хранения единой базы данных общеобразовательного учреждения, функционирующего на основе программного решения «1С:ХроноГраф Школа 2.5» (разработанного ООО «Хронобус») из состава программного комплекса «Управление школой», поставленного во все школы РФ в составе СБППО «Первая Помощь».
  2. Предоставлены возможности подключения персональных компьютеров (ПК) администраторов школы к серверу для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующим оперативным представлением формализованных отчетных данных вышестоящим органам образования.
  3. Преподаватели-предметники обеспечены автоматизированными рабочими местами (АРМ) на базе карманных персональных компьютеров (КПК), оснащенных программным обеспечением «Электронный журнал» для ведения электронных аналогов классных журналов и персональных записных книжек.
  4. Обеспечено взаимодействие КПК и сервера на основе механизма синхронизации «беспроводным методом» (посредством стандартного радио-интерфейса WiFi), что позволили быстро ввести системы в строй, так как для этого не потребовалось разворачивать полноценные проводные сети на территориях общеобразовательных учреждений, а также обеспечило большую стабильность работы системы в целом.
  5. Все участвующие в проекте общеобразовательные учреждения обеспечены постоянной методической и технической поддержкой, а также доступом к обновлениям входящих в состав ПТК программных модулей на едином сайте поддержки: www.school.chronobus.ru

Преимущества

Внедрение программно-технологического комплекса «Электронная учительская», наряду с крупномасштабными проектами модернизации российского образования, позволяет решить многочисленные сегодняшние проблемы общеобразовательных учреждений на пути внедрения информационных технологий, и, в первую очередь, проблему организации постоянного доступа участников учебного процесса к средствам ИКТ, без чего невозможно формировать предпосылки для перехода к реальной информатизации повседневной практической деятельности руководителей и сотрудников образовательных учреждений.

Перспективы

В рамках дальнейшего продвижения проекта разработаны и готовы к внедрению следующие перспективные направления развития ПТК «Электронная учительская»:

  1. Реализация технологии на основе свободного программного обеспечения.
  2. Возможность использования технологии «Электронный журнал» на отдельно-стоящих персональных компьютерах любого типа, не зависимо от их местоположения, непосредственно с носителя без необходимости инсталляции и установки.
  3. Использование единого сервера и специализированного программного обеспечения для решения проблемы защиты персональной информации в связи с вступлением в силу с 26.01.2007 Федерального Закона №152-ФЗ «О персональных данных».
  4. Использование единого сервера и специализированного программного обеспечения для осуществления оперативного информирования об успеваемости и посещаемости родителей учащихся посредством электронной почты.
  5. Использование единого формата обмена данными между административной и содержательной компонентами учебного процесса (цифровые образовательные ресурсы) в целях эффектизации (отсутствия дублирования) работы различных используемых в школе информационных систем.
  6. Возможность удаленного администрирования компьютерной среды школы, включающего выполнение всех обслуживающих работ одним системным администратором, например, из Управления образования, или иного муниципального (регионального) информационного центра; регулярного централизованного обновления системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.