USD 66.24 ЕВРО 75.71

«Уралсвязьинформ» начал выявлять источники потерь доходов с помощью интеллектуальной системы

Технологии

«Уралсвязьинформ» начал выявлять источники потерь доходов с помощью интеллектуальной системы

«Внедрение новой системы обнаружения мошенничества и анализа потерь доходов позволило нам сократить потери, увеличить точность контроля и скорость устранения проблем и, как следствие, – повысить качество услуг связи». Юлия Лебедева, ведущий специалист сектора управления системой гарантирования доходов, ОАО «Уралсвязьинформ»

О заказчике

Открытое акционерное общество «Уралсвязьинформ» — крупнейший оператор телекоммуникационных услуг Уральского региона.

30 сентября 2002 года закончилась реорганизация телекоммуникационной отрасли Уральского региона. Шесть компаний, а именно:

  • ОАО «Уралтелеком» Свердловской области,
  • ОАО «Связьинформ» Челябинской области,
  • ОАО «Хантымансийскокртелеком»,
  • ОАО «Тюменьтелеком»,
  • ОАО «Ямалэлектросвязь»
  • ОАО «Электросвязь» Курганской области

Были присоединены к оператору связи Пермской области — ОАО «Уралсвязьинформ»

Ситуация

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции операторы связи вынуждены снижать тарифы. При этом ARPU постоянно падает, и операторам приходится искать новые пути повышения прибыли. Для решения проблемы снижения доходности существует два основных пути: развивать новые высокодоходные сервисы, выводя на рынок дополнительные услуги раньше конкурентов, и минимизировать свои потери.

Как рассказала ведущий специалист сектора управления системой гарантирования доходов ОАО «Уралсвязьинформ» Юлия Лебедева, «потери на различных участках процесса производства и продажи телекоммуникационных услуг ежегодно складываются в общий недобор денег. По различным экспертным оценкам, потери в доходах операторов в среднем составляют от 3–4% до 15%». Доля потерь от фрода со стороны партнеров в связи с недостаточной интеграцией систем, неэффективными бизнес-процессами/системами и ошибками тарификации достигают практически трети у крупных операторов связи, каковым является «Уралсвязьинформ». Возникает вопрос: как своевременно обнаружить потери, определить их объем и причины и не допустить их появления в будущем? Традиционно эта задача решалась путем проведения анализа собственными специалистами оператора либо сторонними экспертами. Оба подхода имеют определенные недостатки. В первом случае качество исследований заметно ниже, а во втором — слишком высока цена проекта. Существует и третий способ решения проблемы: автоматизировать процессы обнаружения потерь.

Решение

Руководители ОАО «Уралсвязьинформ» приняли решение автоматизировать процессы обнаружения потерь. Были выдвинуты жесткие требования к базовой платформе: она должна обеспечить возможность работы с большими объемами данных, предоставлять механизмы визуализации результатов анализа и при этом легко интегрироваться с имеющимся информационным окружением.

После анализа предложений выбор пал на Систему обнаружения мошенничества и анализа потерь доходов оператора (СОМАП) компании IBS. Архитектура СОМАП построена на интегрированных и адаптируемых решениях Microsoft, которые позволяют упростить разработку, внедрение и управление. Ядро системы работает на базе СУБД Microsoft SQL Server 2005.

По словам Юлии Лебедевой, для успешного обнаружения потерь доходов система должна не только контролировать потребление услуг абонентами и выявлять случаи несанкционированного использования сетевых ресурсов, но и вовремя обнаруживать потерю информации о совершенных вызовах от коммутационного оборудования, искажение (умышленное или случайное) ее в платформе сопряжения, а также проверять верность тарификации. В то же время система должна интегрироваться со многими внешними информационными источниками. Разработанная на линейке продуктов Microsoft, СОМАП обладает развитыми возможностями интеграции. После получения информации об оказанных услугах система осуществляет ряд проверок, начиная от проверки данных на достоверность и непротиворечивость до построения профиля поведения абонентов с последующим выявлением признаков мошеннических действий.

Итогом работы СОМАП является набор отчетов, позволяющих выявлять проблемы, которые могут привести к потерям доходов, и обеспечение рабочего места аналитика развитыми средствами анализа данных.

Результаты

Внедрение СОМАП позволило «Уралсвязьинформу»:

  • самостоятельно контролировать потери доходов, изучать и анализировать их причины;
  • повысить оперативность и точность контроля;
  • увеличить скорость выявления и устранения проблем;
  • сократить потери доходов.

В настоящий момент СОМАП внедрена на городских узлах электросвязи областных и окружных центров, оператор проводит территориальное тиражирование системы и расширение ее функциональности. Главными пользователями системы являются работники службы безопасности предприятия — как филиалов, так и генеральной дирекции. В дальнейшем информация, предоставляемая СОМАП, будет использоваться и другими подразделениями: службой менеджмента качества, коммерческим и техническим блоками, отделом эксплуатации.

О партнере

Компания IBS основана в 1992 году. Основной сферой ее деятельности является реализация проектов в области управленческих и информационных технологий для крупных российских и международных корпораций и государственных организаций.

Технические детали

Версия продукта

  • SQL Server 2005 Enterprise Edition x64

Серверная платформа:

  • Windows Server 2003 x64
  • Сервер портала: 4 CPU Xeon Dual Core, 14 Гб RAM
  • Сервер базы данных: 16 CPU Xeon Dual Core, 87 Гб RAM
  • Сервер приложений: 4 CPU Xeon Dual Core, 14 Гб RAM
  • Оптическая сеть хранения данных с использованием двух дисковых массивов IBM DS4800 общей емкостью 15,47 Тб

Объем данных:

  • Объем данных — более 15 Тб
  • Самая большая таблица — более 3,5 млрд строк
  • Использованные технологии в рамках SQL Server 2005
  • SQL Server Analysis Services Data MiningSQL Server Reporting Services
  • SQLCLR и SQLXML
  • Секционирование таблиц
  • Soft-NUMA

Показатели нагрузки:

  • Число пользователей — более 200
  • До 1000 аналитических запросов в день

Источник: microsoft.com