USD 93.44 ЕВРО 99.58

Аналитика для эффективного страхового бизнеса

Технологии

Аналитика для эффективного страхового бизнеса

«Главное преимущество внедрения QlikView — появление в компании гибкого, прозрачного и оперативного решения, которое поддерживает динамичное развитие Группы «АльфаСтрахование», помогает нам создавать новые конкурентные преимущества и, в конечном счете, полностью удовлетворять потребности наших клиентов»
Евгения Гришина, операционный директор Группы «АльфаСтрахование».

О заказчике

Группа «АльфаСтрахование» – один из лидеров страхового рынка России, предлагающий более 100 страховых продуктов. На территории РФ страховую деятельность осуществляют свыше 380 региональных представительств, услугами Группы «АльфаСтрахование» пользуются около 1,5 млн. частных клиентов и более 100 тыс. компаний.

Возможность анализа оперативных дан­ных является одним из ключевых усло­вий успешного развития и конкуренто­способности страхового бизнеса. Для повышения эффективности аналитиче­ских процессов в Группе «АльфаСтра­хование» была внедрена BI-система QlikView компании QlikTech. Работы проводились при участии специалистов «Консультационной Группы АТК».

Предпосылки проекта

 Как рассказывает Евгения Гриши­на, операционный директор Группы «АльфаСтрахование», внедрение BI-системы «стало для компании по­следовательным бизнес-решением». Необходимость иметь развитую систему бизнес-аналитики объясня­лась такими типичными причинами, как стремление сократить трудоза­траты на подготовку аналитических данных и — в условиях динамичного развития компании — обеспечить подразделения оперативной инфор­мацией. В то же время внедрение BI было обусловлено рядом специфиче­ских внутренних факторов. Решение руководства Группы в течение 2010 года перевести учет бизнеса на единую систему поставило перед необходимостью централизованного обеспечения бизнес-подразделений региональной сети оперативной ин­формацией. Эту задачу специалисты планировали решить путем внедре­ния системы бизнес-аналитики. Кроме того, на BI-систему возлагалась задача совершенствования процесса формирования корпоративной отчет­ности.

До внедрения QlikView сотрудники Группы «АльфаСтрахование» ис­пользовали аналитические отчеты, создаваемые при помощи учетных систем и средств Microsoft Excel. Ра­бота с ними занимала много време­ни, к тому же некоторые операции приходилось выполнять вручную. С помощью QlikView компания получи­ла возможность кардинально опти­мизировать аналитический процесс.

Рабочаяя группа

Выбор решения

 По словам Евгении Гришиной, к выбору BI-решения в Группе «Аль­фаСтрахование» подошли с большой ответственностью. Нужна была систе­ма, способная удовлетворить потреб­ности компании со сложной структу­рой, обрабатывать большие объемы данных, качественно интегрировать различные источники информации, рассчитывать специфические со­ставные показатели эффективности (KPI), предоставлять глубокий ана­литический срез данных и т.д. Таким образом, при выборе главный акцент делался на качественные показатели, хотя большое внимание уделялось и сумме финансовых вложений в про­ект и совокупной стоимости системы. «Мы искали решение, адекватное на­шим сложным задачам», — отмечает Евгения Гришина.

На момент начала пилотного проекта по выбору BI-решения в ноябре 2008 года в нем участвовали семь претен­дентов. «Консультационная Группа АТК» получила приглашение спустя почти два месяца, и в конечном итоге весной 2009 года только эта компа­ния смогла представить BI-решение, позволяющее интегрировать четыре ключевые оперативные системы Группы «АльфаСтрахование». Такие результаты убедили руководство Группы, что специалисты «Консуль­тационной Группы АТК» с помощью QlikView смогут решить задачи ком­пании. Система QlikView произвела впечатление за счет продуманности визуализации, возможности получе­ния результатов за очень короткие роки, сочетания простоты и мощ­ности.

Внедрение QlikView

В целях максимально быстрого вне­дрения аналитической системы была сформирована проектная команда из четырех человек. По словам Евгении Гришиной, основная слож­ность любого BI-проекта состоит в необходимости объединить знания о бизнес-процессах, структуре ис­точников данных и о самих данных. Этими знаниями обладали участники проектной команды, в которую вошли сотрудники Группы «АльфаСтрахо­вание» и «Консультационной Группы АТК». Привлечение специалистов высокого уровня компании-заказчика позволило достаточно быстро создать модель данных, представляющую собой квинтэссенцию необходимой пользователям информации, от­личающуюся наличием множества аналитических срезов и продуманной визуализацией.

Как в любой крупной компании, где используются сложные бизнес-процессы, при разработке алгорит­мов расчета ключевых показателей приходилось учитывать большое количество разных типов событий, происходящих на различных этапах «жизни» объектов модели, а для достижения совпадения результатов оперативной и финансовой отчет­ности проводились консультации с сотрудниками, обладающими необ­ходимыми для решения этой задачи знаниями. Для проработки деталей модели потребовался целый ряд итераций, однако благодаря профес­сионализму специалистов «Консуль­тационной Группы АТК» через 3-4 месяца после начала проекта система QlikView была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию.

Система внедрена в том числе в региональных центрах и филиалах компании. На данный момент QlikView применяется в работе трех регио­нальных центров из девяти, осталь­ные шесть будут подключаться по мере перехода на единую учетную систему. Несмотря на территори­альную распределенность офисов все данные компании хранятся на едином сервере, что упрощает про­цесс их загрузки. Передача аналити­ческой информации в региональные центры осуществляется по защищен­ным интернет-каналам, кроме того, реализовано разграничение прав доступа по подразделениям и блокам данных.

В настоящее время функциональны­ми возможностями системы ежеднев­но пользуются более 50 сотрудников Группы «АльфаСтрахование» — в основном специалисты аналитиче­ских отделов, формирующие отчеты для менеджеров высшего и среднего звена. QlikView обрабатывает свыше 500 млн. записей. По мере расшире­ния функционала системы и роста доверия к информации, которую она предоставляет, новый инструмент начинают осваивать руководители филиалов и региональных центров. Недавно пользователем QlikView стал заместитель генерального директора Группы «АльфаСтрахование», что говорит о серьезности отношения к аналитической информации QlikView и о высокой оценке ее вклада в реализацию стратегических планов компании. Активнее всего аналитика применяется в работе департамента актуарных расчетов, принимавшего непосредственное участие в проек­тировании модели и витрин данных, операционного департамента, до внедрения QlikView обеспечивав­шего оперативной отчетностью бизнес-подразделения, департамента поддержки продаж и отдела андер­райтинга.

В дальнейшем Группа «АльфаСтра­хование» планирует увеличивать число пользователей аналитиче­ской информации, а также расши­рять функциональность системы: в ближайшее время в решение будет добавлен новый источник данных – система учета данных договоров добровольного медицинского страхо­вания — и реализована регламентная отчетность.

Аналитические задачи и их решение

Средства QlikView активно использу­ют различные департаменты Группы «АльфаСтрахование», однако особого внимания заслуживают андеррайтинг автострахования и анализ резуль­татов продаж. «АльфаСтрахование» предлагает десятки продуктов по автострахованию, поэтому созда­ние аналитики для андеррайтеров по автострахованию было одной из первоочередных задач при внедре­нии QlikView. Ранее такой анализ осуществлялся при помощи Microsoft Excel и Access, что требовало боль­ших трудозатрат и не обеспечивало полной информационной картины. QlikView дает возможность в течение нескольких секунд получать инфор­мацию по коэффициентам убыточ­ности с учетом десятков показателей, таких как марка, модель и срок эксплуатации автомобиля, возраст и стаж водителя, вид страхового про­дукта и т.п. Департамент андеррай­тинга по автострахованию получает полную оперативную информацию для принятия решений по тарифным ставкам и условиям страхования. Эти данные не только стали более каче­ственными за счет повышения уровня детализации, но и представлены в очень удобной форме.

Анализ маркетинговых продуктов — одно из самых востребованных при­ложений для департамента продаж и руководителей высшего звена. При запуске нового страхового продукта требуется анализировать показатели спроса и влияние рекламных кам­паний на уровень продаж. QlikView позволяет получать временные и сравнительные диаграммы по коли­честву договоров, страховых премий в разрезе каждого продукта и его маркетинговой модификации. Этот анализ проводится также в разрезе продающих подразделений, каналов продаж, менеджеров по продажам и страховых агентов и брокеров. До внедрения системы процесс анализа был далек от оперативности. QlikView позволяет практически в режиме реального времени анализировать динамику и тренды по страховым продуктам, отслеживать реакцию целевых групп на новые предложе­ния и вовремя корректировать работу отделов продаж.

Преимущества QlikView

По оценке Евгении Гришиной, вне­дрение системы QlikView позволило поднять аналитическую работу в Группе «АльфаСтрахование» на прин­ципиально новый уровень. В компа­нии рассчитывают, что после перево­да всех регионов на единую учетную систему и, как следствие, на QlikView, функция бизнес-анализа перестанет быть разрозненной, разнесенной по региональным подразделениям — всю аналитическую информацию спе­циалисты смогут получать и исследо­вать централизованно. Кроме того, QlikView оперативно предоставляет новые виды данных — как по уровню детализации, так и по содержанию.

Евгения Гришина отмечает, что QlikView демонстрирует потрясаю­щее быстродействие и «обеспечи­вает компании вполне конкретные количественные выгоды», которые выражаются в сокращении времени ответа на запрос пользователя и более быстром создании аналитиче­ского документа. Так, информация в самом сложном и объемном аналити­ческом отчете по андеррайтинговому результату обновляется за минуту, то есть скорость увеличилась в десятки раз.

Еще более внушителен список качественных преимуществ, кото­рые обеспечило внедрение QlikView. Усовершенствован контроль доступа к конфиденциальной информации: система позволяет просто и наглядно разделить права доступа к данным и выдает пользователю только разре­шенные данные. Систематизирован и формализован расчет специфических ключевых показателей эффектив­ности (KPI) страхового бизнеса. QlikView помогает выявлять ошибки в данных и своевременно устранять их в системе-источнике, что при наличии огромного объема данных является очень важным преимуще­ством. Стал прозрачным процесс работы с дебиторами, и принципи­ально улучшен контроль дебитор­ской задолженности. Усовершенство­вана проверка корректности учетных данных.

Евгения Гришина главным преиму­ществом внедрения QlikView считает появление в компании гибкого, про­зрачного и оперативного решения, которое поддерживает динамичное развитие Группы «АльфаСтрахо­вание», помогает создавать новые конкурентные преимущества и, в конечном счете, полностью удовлет­ворять потребности клиентов.