USD 91.98 ЕВРО 100.24

Российский рынок ИТ-услуг сократился на 31,2%

Новости компаний

Российский рынок ИТ-услуг сократился на 31,2%

Компанией IDC опубликован отчет Russia IT Services 2010-2014 Forecast and 2009 Analysis, в котором дана оценка российского рынка ИТ-услуг и спрогнозировано его развитие на ближайшие пять лет. Документ представляет собой первую часть исследования, в которой содержится анализ рынка по типам услуг и отраслям их применения. Вторая часть (Russia IT Services Competitive Analysis), включающая в себя анализ рынка по основным поставщикам ИТ-услуг, будет опубликована в августе.

По данным IDC, объём российского рынка ИТ-услуг в 2009 году сократился на 31,2% до 3,6 млрд. долл. Уменьшение объема рынка в рублях было не столь значительным в силу резкого изменения курса российской валюты и составило 12,0%.

Стратегические ИТ-проекты в крупнейших корпорациях и банках, начатые еще до кризиса и получившие развитие во многом благодаря поддержке государства, оказали значительное влияние на состояние рынка ИТ-услуг в период кризиса.

Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2009 г. оставались государственные и финансовые организации. Их доли от общих затрат на ИТ-услуги в стране составили соответственно 19,1% и 18,6%.

В начале кризиса были опасения, что банковский сектор будет испытывать серьезные трудности и его доля в общих расходах на ИТ-услуги снизится. Однако благодаря помощи крупнейшим банкам России со стороны государства, а также сильной зависимости финансовых учреждений от услуг по поддержке критически важных ИТ-систем, доля сектора в общем объеме рынка ИТ-услуг не только не сократилась, но даже несколько выросла. На третьем и четвертом месте по спросу на ИТ-услуги были телекоммуникационные (13,0%) и энергетические (12,9%) компании.

Несмотря на существенное сокращение, доля услуг системной интеграции по-прежнему оставалась наибольшей. От кризиса пострадали все функциональные сегменты, при этом расходы на услуги по поддержке аппаратного обеспечения и приложений сократились в меньшей мере, так как многие крупные организации, прежде всего банки и телекоммуникационные компании, не могли от них отказаться. В наибольшей степени снизились затраты на услуги в области ИТ-обучения, разработки заказного программного обеспечения и комплексного стратегического аутсорсинга.

В целом, ожидания российского ИТ-сообщества относительно увеличения объема услуг аутсорсинга во время кризиса не оправдались. Совокупная доля аутсорсинга в 2009 году выросла менее чем на один процент, составив 13,3%. При этом спрос на различные формы аутсорсинга в 2009 году существенно различался. Если доля комплексного долгосрочного аутсорсинга (информационных систем) сократилась, то доля наиболее простой формы аутсорсинга (обслуживания компьютерного и сетевого оборудования) возросла.

«Впервые после десяти лет динамичного роста российский рынок ИТ-услуг переживает значительный спад, – отмечает Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC. – Хотя кризис затронул все сегменты рынка, в наименьшей степени пострадали те услуги, которые были направлены на поддержание критически важных систем и оптимизацию бизнес-затрат. В краткосрочной перспективе политика сокращения затрат и повышения рентабельности инвестиций будут по-прежнему определять структуру расходов на рынке ИТ-услуг в России».