Другие новости
170 ледовых шоу представят в рамках проекта «Зима в Москве»
Три цифровых проекта Москвы отметили на международном конкурсе «Город, где хочется жить»
18 международных соглашений: в Москве завершилась Неделя креативных индустрий
Более полумиллиона посетителей прокатились по канатной дороге на ВДНХ
1937-й год в интернете
Общество
На прошлой неделе довелось мне принять участие в заседании Открытого правительства, на котором обсуждалась тема Общественной инициативы об отмене закона о произвольных блокировках интернет-ресурсов. Речь идет, как вы понимаете, о злосчастном законе №187-ФЗ, против которого выступает не только профессиональная среда интернетчиков, но и больше ста тысяч обыкновенных граждан, пользователей интернет, таких как мы с вами.
Со 187-ФЗ происходит именно такая ситуация. У проблемы есть суть – зло огромного масштаба, сопоставимое с пунктами 1 и 2 в упомянутом анекдоте, и есть некие малозначимые детали, на которые все почему-то обращают гораздо больше внимания. Все без исключения обсуждают техническую не проработанность закона. Возникающие риски от блокировки по IP. Непредсказуемость применения за размещенные на нелегальный контент ссылок, что ставит под угрозу работу поисковиков, которые выдают вам именно ссылки на ваш запрос.
Размытость понятия «информационный посредник», под которые попадают все. И провайдер, и поисковик, и сайт, и любой пользователь. Блокировка сайта не по итоговому решению суда и даже не после подачи иска заявителем, а до – так называемое принятие предварительных обеспечительных мер заставляет попавших под подозрение владельцев сайтов самим доказывать свою невиновность, чтобы разблокировать работу своего информационного ресурса. Однако все это — обсуждение последствий от закона, но отнюдь не самой причины его принятия! Давайте попробуем разобраться. Что есть проблема в интернете? Проблема — это наличие в интернете для широкого круга пользователей нелегального, а проще сказать, пиратского контента (к примеру копии фильма). Это, конечно же, нехорошо, и никто против этого ничего не скажет. И бороться с этим нужно. Возникает вопрос: как? Если честно и правильно, то необходимо выявлять каждый конкретный ресурс с нелегальным, а проще сказать, ворованным контентом. Проводить оперативные действия в отношении конкретных лиц, связанных с этим ресурсом. Готовить доказательную базу и наказывать виновных. Это правильный, хоть и очень сложный путь. Гораздо проще ввести коллективную ответственность в отношении всех пользователей сети интернет. Что и было сделано путем принятия 187-ФЗ.
Но почему-то этот момент никто не обсуждает. Фактически, по мнению создателей закона, для правообладателей интернет — как деревня для помещика. Исходя из этого, создатели закона перекладывают ответственность на группу в целом, без учета ее структуры и ролей ее участников. При этом они необоснованно полагают, что с целью избежать коллективного наказания пользователи интернет самостоятельно организуют свою деятельность таким образом, чтобы их деятельность устраивала самих правообладателей. Неудивительно, что именно этот момент и вызвал такую серьезную негативную реакцию. Поскольку все это население нашей страны уже проходило не один раз и испытывало на собственной шкуре. Когда по анонимке ты уже начинаешь нести ответственность и параллельно с этим доказывать свою невиновность. Когда несешь ответственность за деяния, к которым абсолютно непричастен. И быть может, меняется мир с точки зрения технологий, но он точно остается неизменным с точки зрения методов управления. Не хотелось бы мне проводить такие аналогии, но 187-ФЗ в том виде, в котором он существует сейчас, может с легкостью привести к большому террору в интернете, сопоставимому с террором 1937-1938гг.
История учит, что для современников полная картина большого террора была скрыта. До людей доходила только разрозненная информация – те, кто получил личный опыт, попав в жернова репрессий, не могли рассказать о нем, а остальные имели информацию только о показательных процессах, которые идеологическая машина подавала в «нужном» ракурсе, как информацию о врагах народа и необходимости справедливого наказания.
Не хочется повторения истории в отношении интернета и нашего общества в целом. К тому же в наши дни скрыть структуру и механизм репрессий в отношении интернета не получится. И сложно представить ту напряженность, которая возникнет в обществе, когда последствия от действия закона станут очевидно понятны.
Во всем мире русские ассоциируются с “выживальщиками”. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее, — это сказано точно и про нас. Конечно же, изворотливый ум русского человека придумает массу способов избежать наказания. К примеру, данный закон может стимулировать развитие «облачных» технологий и миграции пользователей с сайтов, с которыми сейчас борется закон, на виртуальные ПК, расположенные в «облаках», то есть в центрах обработки данных. Виртуалки, в свою очередь, будут объединяться в «дружеские» виртуальные сети. И контент уже будет храниться не на сайтах, а на ваших личных виртуальных ПК. Таким образом, один раз купленная копия может быть просмотрена неограниченным кругом лиц, находящихся в вашей виртуальной домашней сети – при условии, что эти люди Вам знакомы и юридическим языком относятся к «обычному кругу семьи». И все будет в той или иной мере законно. И не будет никаких ссылок. Точно так же как, купив диск с фильмом, вы можете посмотреть его дома. При этом пригласить друзей. Это законно. Но вы и сейчас можете сохранить лицензионную копию на виртуальном ПК, находящемся в тысяче километров от вас, и пригласить друзей, также находящихся в тысячах километров от вас, посмотреть его с вами вместе, параллельно общаясь в скайпе на протяжении всего фильма, — также как общаетесь с ними, когда они сидят рядом с вами на диване. И здесь не будет нарушения закона. Уже сейчас! Так зачем принят 187-ФЗ, спросите вы? Я нахожу ответ очевидным.
Введение механизма коллективной ответственности — первый шаг. Контроль за деятельностью конкретных пользователей в сети — второй шаг. И как раз сегодня СМИ сообщили о том, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) хочет максимально контролировать информацию в интернете. Что и побудило меня написать свои мысли по этой теме. Вышел проект приказа Минкомсвязи, и спецслужбы его уже согласовали: до 1 июля 2014 все интернет-провайдеры теперь обязаны установить на свои сети оборудование, которое обеспечит запись и хранение интернет-трафика на срок не менее 12 часов, а спецслужбам должен быть предоставлен прямой доступ к этой информации. Сам лично я выступаю за чистоту интернета и за полное соблюдение авторских прав. Считаю, что спецслужбы обязаны контролировать сети передачи данных. Убежден в том, что законопослушный человек сам заинтересован в ограничении своих личных информационных свобод в обмен на безопасность и улучшение качества жизни. Важно, чтобы государство вело электронный журнал каждого его гражданина. Но в тоже время я выступаю противником методов, которыми мы пытаемся этого достичь. Дело в том, что под натиском технологических изменений общество неизбежно трансформируется, и следствием этого должны стать концептуальные изменения в системе взаимоотношений власти и общества. Непонимание и игнорирование этой необходимости не приведет нас ни к чему хорошему. Нужно говорить об этом. Обсуждать с экспертными сообществами, представителями профильного бизнеса и воплощать в жизнь, а не повторять ошибки истории, приводящие к катастрофам личности и общества.