Другие новости
170 ледовых шоу представят в рамках проекта «Зима в Москве»
Три цифровых проекта Москвы отметили на международном конкурсе «Город, где хочется жить»
18 международных соглашений: в Москве завершилась Неделя креативных индустрий
Более полумиллиона посетителей прокатились по канатной дороге на ВДНХ
Окупаемость инвестиций бесплатных обновлений ОС: Кто победит – Apple или Microsoft?
Аналитика
Быстрое принятие Mavericks и Windows 8.1 – о чём говорят цифры?
Но Microsoft – это не Apple, а Apple — не Microsoft, поэтому не должно быть сюрпризом, что их истории получили разное продолжение.
В прошлом месяце, на OS X 10.9, также известную как Mavericks, приходилось 68% от всех Маков, а число использовавших его предшественника, Mountain Lion, увеличилось на 5% с декабря, заявила Net Applications. Mavericks обогнал Mountain Lion к концу прошлого месяца в Mac App Store. Между тем, Microsoft Windows 8.1, которая была запущена за пять дней до Mavericks, захватила 37% от общей доли пользователей — своей и её предшественника — Windows 8, к концу января, по сравнению с 34% месяцем ранее. Даже в этом случае, доля пользователей Windows 8.1 превышает долю Windows 8 с большим отрывом.
Быстрый рост доли пользователей Mavericks и Windows 8.1 установил рекорд для Apple и Microsoft, легко сломав ранее существовавшие сроки принятия. Например, Mavericks достиг отметки 40% через три месяца после запуска. Это в три раза быстрее, чем Mountain Lion. Бесплатное обновление Windows 8.1 увеличило скорость принятия еще больше, по сравнению с не-бесплатной Windows 8. Она достигла 37% через три месяца после её запуска, в семь раз больше, чем 5% от совокупной доли Windows 8 и Windows 7 в той же точке цикла после релиза Windows 8 2012 года. Хотя, сравнение Mavericks и Windows 8.1 не совсем корректное, они похожи несколькими характеристиками: обе вышли примерно через год после своего предшественника, обе скорее эволюционные, чем революционные, и, самое главное, обе бесплатные.
«Бесплатно — это хорошо»
И Microsoft и Apple, трубили о том, что они отдают бесплатно новейшую операционную систему, шаг, который по статистике Net Applications окупился. «Windows 8.1 будет поставляться в качестве бесплатного обновления для Windows 8 и Windows RT. Клиенты, у которых сегодня есть Windows 8 или те, кто планирует купить устройство, могут легко получить преимущества Windows 8.1», сказал в мае 2013 года Тами Реллер, начальник подразделения Windows 8.1. После корпоративной реорганизации летом прошлого года, Реллер теперь главный руководитель отдела маркетинга Microsoft. Крейг Федериджи из Apple, который возглавляет разработку программного обеспечения в компании, с большим энтузиазмом сказал в октябре: «Прошли времена, когда нужно было тратить сотни долларов, чтобы получить максимальную отдачу от вашего компьютера. Сегодня мы объявляем, что Mavericks — бесплатная ОС. Бесплатно — это хорошо».
OS X Mavericks получает почти в два раза больше пользователей своего предшественника, чем Windows 8.1 в течение первых трех месяцев после выпуска обновления. (Данные: Net Applications) Аналитики приветствовали эти шаги, заявив, что бесплатные ОС пойдут на пользу и вендорам и их клиентам. Ускорение принятия уменьшает фрагментацию, позволяя разработчикам сосредоточить свои усилия на последних версиях, а бесплатные обновления приводят персональные компьютеры в соответствие с ожиданиями потребителей, которые, благодаря широко распространенной практике мобильного сектора, думают, что имеют право на бесплатные обновления ОС.
Явный победитель
Но сравнение терпит неудачу, если рассмотреть цифры: Mavericks вышел явным победителем, получив почти вдвое больше доли своих непосредственных предков, чем Windows 8.1 до сих пор.
На первый взгляд, это кажется странным, так как оба Mavericks и Windows 8.1 не только бесплатные, но автоматически предлагались людям, использующим предшественника соответствующей ОС. Microsoft, например, надоедает пользователям Windows 8 с уведомлением об обновлении, даже если они отклоняют предупреждения. Эти напоминания появляются раз в неделю в течение первого месяца после первоначального уведомления, затем два раза в месяц, пока клиент не сдастся и обновится до Windows 8.1.
Вероятное объяснение менее впечатляющего принятия Windows 8.1 такое же как для описания почему требуется год, чтобы новая Windows стала доминирующей: компании консервативны. В то время как потребители, как правило, не колеблясь ставят обновления, если их машина поддерживает новую ОС, предприятия не торопятся, потому что опасаются скрытых затрат — обучения персонала, развертывания ОС и тестирования совместимости приложений.
Маки от Apple, может быть, набирают силу на предприятиях и сохраняют свою традиционную силу среди творческих профессионалов, но по большей части они являются потребительскими персональными компьютерами. Машины с Windows, с другой стороны, являются основой бизнеса. Это объясняет более медленный переход на Windows 8.1: предприятий, которые приняли Windows 8 — меньшинство, большинство относится к Windows 8.1 с такой же осторожностью, как к любой миграции.
Фактор IE11
Риск неприятия Windows 8.1 увеличивает новый браузер — Internet Explorer 11 и тот факт, что обновление появилось всего через год после Windows 8. Браузеры являются пресловутыми болевыми точками для корпораций, которые производят обновления критически важного программное обеспечение только в вынужденных случаях, а увеличение темпа выпуска программного обеспечения ставит их в тупик.
«Быстрый темп — абсолютно самая болевая точка», сказал аналитик Gartner Майкл Сильвер в интервью в прошлом году. «Проблема более быстрых циклов выпуска в том, что предприятия не знают — будут ли их приложения работать с новой версией Windows и IE».
Таким образом, хотя нулевая цена Windows 8.1 помогла ей получить самое быстрое в истории Windows принятие, пока нет признаков того, что бизнес будет так же живо обновляться, как и потребители, вне зависимости — бесплатное обновление или нет.
Данные Net Applications подразумевают что-то ещё.
Даже если Microsoft последует примеру компании Apple и сделает Windows навсегда бесплатной, в том числе, предстоящую Windows 9 в 2015 году, этот ход вряд ли будет окупаться. В первую очередь, Microsoft лишится невероятного количества денег. Можно проглотить относительно небольшие потери от предоставления потребителям бесплатных обновлении — разовые обновления не приносят много прибыли — вряд ли компания может позволить себе отказаться от миллиардов заработков каждый квартал от продажи прав на обновление Windows предприятиям с помощью Software Assurance и других соглашений корпоративного лицензирования.
Более уместная позиция — зачем беспокоиться? Согласно Net Applications, хотя бесплатное обновление побудило большую часть пользователей Windows 8 к установке Windows 8.1, она оказалась приблизительно вполовину менее привлекательна, чем Mavericks для своей аудитории. Если факт бесплатности не мотивирует к модернизации большинство, а только некоторых, какой смысл терять доход?
И как можно сделать Windows бесплатной для любого случая, с такими разными взглядами на модернизацию потребителей и корпораций? На самом деле, это не было бы непреодолимой проблемой, так как Microsoft может предлагать бесплатные обновления и модернизации, скажем, Windows 9 — для тех, кто пользуется ОС Windows 8 потребительского класса, а предприятиям за использование более функциональной Windows 8 Pro придется раскошелиться.
Отдать бесплатно Windows ОЕМ-поставщикам?
Росс Рубин, независимый аналитик Reticle Research, имеет еще более радикальный подход: Отдавать бесплатно Windows ОЕМ-поставщикам (производителям оригинального оборудования), вроде Lenovo и HP.
«Microsoft может монетизировать бесплатную Windows, привязывая базовую версию к устройствам, а затем, продавать обновления уже из ОС», сказал Рубин в прошлом году в неопубликованном интервью. «У Microsoft уже была подобная опция в той или иной форме», добавил он, имея в виду все еще возможный вариант повышения версии Windows 8 до Windows 8 Pro. «Это является более сложной задачей для ОС, потому что это действительно платформа, но ясно, что, как и в случае с Google Android, возможно использовать Windows в качестве шлюза к услугам Microsoft, в частности, Office».
Идеи Рубина противоречат бесплатным обновлениям — вместо этого он полагается на платные обновления поверх бесплатной базовой версии Windows, но если Windows 8.1 не соблазнила на обновление большинство, может быть, делать ОС бесплатной — пустая трата времени. Рубин, кажется, думал про то, что он назвал «большими релизами», вроде Windows 8 с ее интерфейсом Metro или будущую Windows 9, которая приблизит Windows ближе к Windows Phone, и будет иметь крупные невидимые архитектурные или видимые изменения пользовательского интерфейса.
«Microsoft берет деньги за продукты, которые ассоциируются с премиум-ценностью», сказал Рубин в интервью 2013 года. «Существует дискретное значение в крупных релизах…. Бесплатная Windows 8.1 похожа на обновления, которые исторически были бесплатными.
Затем Рубин ограничивает свой подход. «Будет сложнее взять плату за значительный премиум (за большой релиз) при тенденции, что Microsoft пытается сделать с меньшими, более частыми обновлениями», сказал Рубин. «И когда вы подумаете об этом, у Microsoft не так много обязательных предложений на Windows, которые оправдывают плату», заявил он. Какая-то Windows приходит в голову?