USD 65.6 ЕВРО 72.62

Призрак «пакетирования SaaS»

Аналитика

Призрак

На ИТишных форумах, мне неоднократно встречались высказывания о перспективности услуги «пакетирования SaaS», при этом никто не дает описания самой услуги.

Половина участников обсуждения, понимает только, что  это — «что-то про SaaS». Вторая половина, смутно и очень примерно догадывается. Перефразируя «классика», можно сказать — «Призрак бродит по Рунету, призрак «Пакетирования SaaS»».

Цель данной статьи, облечь сей призрак в плоть и кровь.

Итак, что есть услуга «пакетирования SaaS» – если говорить кратко, это поставка SaaS приложений, но не отдельными сервисами, а готовыми интегрированными наборами, состоящими из: приложений, покрывающих, каждое свой бизнес процесс, интеграционного слоя и готовых схем построения сквозных бизнес процессов. Фактически «пакетирование SaaS», это конечно микс идеи поставки комплексных решений, охватывающих целый ряд бизнес процессов, что вполне встраивается в идею SaaS —  заплати и получи сразу же полный комплект и способа поставки услуг операторами связи, т.е. поставка не по одному, а «пакетами», что упрощает тарификацию и обслуживание, и делает прозрачной маркетинговую стратегию. И естественно, первым шагом на этом пути было — разработка решений, в которых есть все для управлением предприятием. Но пока никому не удалось сделать лучшего решения, для всех бизнес функций. И тогда SaaS двинулся путем «пакетирования», точнее сделал первые шаги по применению этой технологии.

 Для ясного понимания функционирования схемы «пакетирования SaaS», и для того что бы не утяжелять текст излишними длиннотами, мы пойдем путем визуализации, для чего ниже даю — типовую схему заказов готовых «пакетов» потребителем и пример «пакета»:

Схема заказов готовых «пакетов» потребителем

 

 Пример «пакета» SaaS

            Итак, что бы не быть излишне теоретиками, предоставим пример готового «пакета SaaS». В качестве такового мы можем предложить тесно интегрированный набор (с готовыми бизнес-процесными схемами) состоящий из следующих приложений:

·         Автоматизации бизнес операций  — TeamWox;

·         Складской системы — Мой Склад;

·         В качестве CRM — ASoft CRM;

·         И конечно бухгалтерия, относительно которой, ограничимся классикой жанра — ;

·         Ко всему этому прибавим:

o   Готовую схему интеграции сервисов;

o   И набор типовых бизнес процессов, для использования с данным пакетом.

            Может быть, это не самый лучший вариант «пакета» или не тот «пакет», который готов принять отдельно взятый читатель, но в данном случае неважно, а важен принцип и результат — заранее решенные проблемы с подбором прикладного ПО, интеграцией и подготовкой бизнес-процессных схем.

            Конечно схема «пакетирования», это путь не для всех, но для среднего бизнеса, не отягощенного ИТ департаментами, такая схема может быть интересна. 

Упаковщик для потребителя

Что бы стать успешным поставщиком услуги «пакетирование SaaS» (мы оставляем за рамками вопрос раскрутки и сосредотачиваемся на портрете «упаковщика», интересного для потребителей SaaS, т.е. на том, что нужно дать потенциальным потребителям, что бы они стали реальными клиентами) необходимо:

1.                       Наличие набора готовых решений из нескольких продуктов, готовых в том смысле, что данные пакеты поставляются, как единое и интегрированное решение. Т.е. необходимо подобрать набор SaaS,
изучить, заключить соглашения с провайдерами и вендорами. Из выбранного создать привлекательные «пакеты». Подготовить схемы интеграции сервисов и наборы типовых бизнес процессов. При этом важно то, что в результате продаваться будут не просто отдельные сервисы, а пакеты сервисов, обеспечивающие сквозную автоматизацию бизнес-процессов клиента, и сопровождаемые навыками кастомизации, интеграции и эксплуатации «упаковщика»;

2.                       Наличие нескольких таких решений — «пакетов»;

3.                       Возможность составлять персональные пакеты, по заявкам клиентов, из тех сервисов, с которыми работает компания по «пакетированию»;

4.                        Отлаженная система поставки и тарификации;

5.                       «Единое окно» — продажа и поддержка, все в одном месте. Главное, конечно, не в количестве оплачиваемых счетов, а в том что есть западные SaaS, не умеющие принимать оплату из России. И уж точно такие SaaS не умеют выставлять счета, сформированные согласно законодательству РФ;

6.                       Если в «пакетах» присутствуют западные SaaS, локализация этих западных SaaS. Сами вендоры не очень то локализируют и в результате в «облачных» решениях зачастую нет русского интерфейса, рублевых счетов и других востребованных нашими пользователями, возможностей. Для вендора SaaS главное — тиражирование типового решения, а кастомизация, это то чем приходиться заниматься в нагрузку и без большой охоты;

7.                       Готовая схема встраивания «пакета» в бизнес-структуру предприятия;

8.                       Наличие дополнительных услуг — консалтинга, кастомизации и интеграции SaaS, и команды, способной качественно предоставлять такие услуги.

После всего сказанного возникает естественный вопрос, что дает «пакетирование» участникам рынка. Не клиентам, про удобства которым и пользу от интегрированных решений, сказано уже ранее, а профессиональным игрокам рынка. Зачем им во всем этом участвовать?

Что упаковщик дает вендору

·         Увеличение объема продаж, за счет тех потенциальных клиентов, которые не готовы покупать разрозненные, живущие в себе, и не поддерживающие сквозные бизнес процессы, сервисы;

·         Увеличение объема продаж, за счет включения их сервисов в каталоги продаж компаний (каталоги сервисов, которые предлагает клиентам поставщик, наиболее известный российский пример — каталог ПО компании SoftLine), занимающихся пакетированием;

·         Готовую команду по первому требованию, наличие которой снимает с вендора необходимость самому заниматься подготовкой кастомизации и интеграции решений и содержанием узкопрофильных специалистов, и как следствие:

o   снижение уровня стоимости кастомизации, высокая стоимость которой характерна для большинства вендоров SaaS. Что истекает из того, что для вендора SaaS, главное — тиражирование типового решения, а кастомизация, это то, чем приходиться заниматься в нагрузку и без особого желания;

o   снижение рисков недогрузки таких специалистов;

o   дает возможность сосредоточиться непосредственно на развитии и продвижении своих решений.

·         На Западе широкую популярность решениям категории SaaS обеспечило сообщество партнеров — оказывающих услуги по внедрению, настройке и адаптации хостинговых систем – именно таким партнером для вендора SaaS в России станет компания по «пакетированию». Даже простое попадание в число обслуживаемых систем, уже плюс для вендора в плане продаж.

Что упаковщик дает провайдеру

Провайдер получает тоже самое, что и вендор, а так же:

·         Доход от продажи услуг компаний, занимающихся «пакетированием»;

И

·         Возможность построить сервис интеграции в стиле boomi, с использованием готовых решений и готовой команды.

Заключение

Можно сказать, что «пакетирование SaaS», пока это «светлое далеко» российского рынка. На сегодняшний день состояние следующее:

Интеграторы — слышал про некие уральские фирмы, но найти их через Интернет не удалось, возможно просто слухи. А еще есть Software Provider, который работает над этой темой, но охватит ли одна компания всю Россию, увидим.

Из провайдеров к «пакетированию» ближе всего Паркинг.ру, но его близость к пакетированию основано только на одном, на почти полной ориентации на Microsoft, чьи продукты высоко интегрированы, далее двигаться этот провайдер пока не собирается, по крайней мере молчит о таких шагах. Прочие российские провайдеры SaaS, из которых крупнейший Softline, и вовсе молчат о чем то похожем; пока их на настоящий момент устраивает наличие возможности продавать разрозненные сервисы…

 

Владислав Шелобаев