USD 93.44 ЕВРО 99.58

Концепция менеджмента знаний требует пересмотра

Аналитика

Концепция менеджмента знаний требует пересмотра

Возрастающее количество неструктурированных данных и улучшающиеся средства их сбора требуют от организаций пересмотра подхода к менеджменту знаний.

Концепция менеджмента знаний требует переосмысления с учетом растущего
развития и распространения таких технологий, как анализ данных, социальные
медиа и умные устройства в качестве вспомогательных инструментов для сбора
данных, рассеянных по организации.

Будучи достаточно новой концепцией и практикой, менеджмент знаний (МЗ) еще е
так распространен в азиатских организациях. Внедрение МЗ происходит
неравномерно, в основном им пользуются крупные компании, в то время, как
представители малого и среднего бизнеса пока либо избегают этой практики по
финансовым причинам, либо вообще не обеспокоены этим вопросом, заявил Ли Чу
Кионг, доктор наук в области менеджмента знаний, сотрудник Института
коммуникаций им. Ви Ким Ви, а также Технологического университета в
Наньяне.

Чарльз Кинг, старший аналитик в Pund-IT, добавил, что даже у компаний,
которые все же применяют МЗ, по большей части все находится в зачаточном
состоянии. А с учетом наблюдаемого сейчас огромного наплыва данных, компании
просто «тонут в данных, пытаясь вытянуть побольше выгоды из информации и
данных, превратив их в бизнес-активы».

МЗ изначально был направлен на системы управления документооборотом: сбор,
каталогизация и категоризация данных на цифровых и бумажных носителях, внесение
их в большие репозитории. Позже у этих инструментов появились новые
возможности: сбор информации о процессах внутри компании, компетенции, навыках
и моральном духе сотрудников, а также об уровне удовлетворенности клиентов,
заявил Пранабеш Нат, руководитель исследований в области  ИКТ-практики
компании Frost & Sullivan в азиатско-тихоокеанском регионе.

Аналитика, облачные и мобильные технологии меняют МЗ

С появлением облачных технологий и аналитики появилась возможность быстро и
просто хранить и анализировать при помощи продвинутых алгоритмов большие объемы
данных. Это чрезвычайно полезно для формирования стратегий
конкурентоспособности, роста и прибыльности, особенно в условиях кризиса
талантов и высоких нагрузок, отметил он.

Джон Бренд, вице-президент и старший аналитик Forrester Research считает,
что именно экономическая неопределенность дала толчок развитию МЗ в Азии. «В
организациях стали осознавать, что потеря сотрудника может повлечь за собой
потерю важных данных. Потребовался способ их сохранять и удерживать внутри
компании».

Но все же, большинство исследователей сходится во мнении, что чем больше
технические новшества продвигают МЗ вперед, тем сильнее ощущается необходимость
пересмотра подхода к нему со стороны организаций.

По словам Ли, еще десять назад некоторые организации воспринимали МЗ как
панацею, которая сможет решить все их проблемы, но сейчас у большинства
компаний взгляд на МЗ более реалистичны, они понимают, чего можно достигнуть с
его помощью, а чего – нет.

Это не возвращение интереса к МЗ со стороны компаний, а скорее «рекалибровка
ожиданий и пересмотр ценности и предназначения МЗ с учетом целей и взглядов
компании», отметил Ли Чу Кионг.

Другими словами, пока в сознании не пройдут изменения, совершенно не имеет
смысла доказывать, насколько больше различной информации можно собрать и
обработать при помощи новых технологий, пояснил он.

Ли отметил, что компаниям нужно свыкнуться с мыслью, что МЗ должен пойти
дальше обработки текстовой информации, работать с видео, например.

«Передать технику удара клюшкой для гольфа по мячу обычным текстом крайне
трудно, а при помощи видео сделать это очень просто. Особенно с учетом того,
что сейчас видео можно снять практически любым мобильным телефоном. Однако
воспринимает ли руководство компании видеозаписи в качестве средства ведения
документации – это уже другой вопрос. Это требует смены образа мышления. Пока
это не произойдет, сбор данных будет ограничен их формой», — заявил Ли.

Лучше соблюдать баланс

Нат отметил, что «большие данные», социальные, мобильные и веб-тренды
выводят некоторые индустрии – и МЗ среди них – на новый виток. К примеру, с
ростом применения социальных медиа внутри компаний, большую важность
приобретают «человекоцентричные», неструктурированные данные, в противовес
количественным.

В конечном счете, цель МЗ заключается в сборе и обработке совершенно
разнообразной по типу информации различного происхождения с последующей
конвертацией в полезные активы, приносящие компании прибыль и способствующие
выполнению целей», — добавил он.

Брэнд добавил, что в силу того, цифровыми средствами можно собрать гораздо
больше информации, теоретически гораздо больше информации может быть пущено в
оборот. «И снова, проблема заключается в том, насколько собранная информация
полезна для бизнеса и как она используется».

Менеджмент знаний – это баланс между информацией и инструкционной
категоризацией ресурсов знаний, подчеркнул аналитик компании Форрестер.

По словам Бренда, если знания существуют в чисто информационной форме, все
заключается только в обеспечении простоты доступа и понимания информации, в то
время как инструкционные знания должны быть внедрены в ПО и
бизнес-процессы.

«Симбиоз этих двух типов информации представляет собой золотую середину для
МЗ, удостоверяющую, что сотрудники организации имеют доступ к необходимым
информационных ресурсам, соответствующим современных инструкционных
бизнес-процессов», — заявил он.