USD 92.26 ЕВРО 99.71

Пляски ИТ вокруг бизнеса

Аналитика

Интервью с ИТ-директором банка Royal Bank of Scotland

Вы, пожалуй, единственный в мире ИТ-директор — по крайней мере в банковской сфере — занимающий должность руководителя производства. Что на самом деле скрывается за названием этой должности и в чем состоят ваши обязанности?

«В RBS нам удалось заметно сократить затраты, определить большое число общих процессов и создать новые технологические программы, которые могут выполняться только однократно и подходят для разных брендов» — Джон УайтДавайте вернемся на десять лет назад. В 1999 году, когда Royal Bank of Scotland готовился выдвинуть предложение о покупке National Westminster Bank, мы понимали, что в случае успешного осуществления этого плана сможем дополнительно приобрести целый ряд розничных брендов. Было ясно, что после приобретения четырех, пяти или шести розничных брендов операционные и технологические процессы в них следует унифицировать. Для клиентов, открывающих текущий или сберегательный счет, процедура должна быть одинаковой в любом банке. Внутренние системы также необходимо было сделать общими. Нам требовалось внедрить единый централизованный механизм, позволяющий осуществлять управление операциями, технологиями, имуществом, закупками и прочей деятельностью. И мы решили назвать эту внутреннюю организацию «производством», поскольку она производила услуги для подразделений, работающих непосредственно с клиентами, для отделов продаж. В Великобритании нам удалось заметно сократить затраты, определить большое число общих процессов и создать новые технологические программы, которые могут выполняться только однократно и подходят для разных брендов. В начале нынешнего года аналогичную организацию решено было создать и на Американском континенте. Она должна обслуживать подразделения, находящиеся в США, Канаде, Мексике, Чили, Аргентине, Колумбии и Венесуэле. Именно этим я здесь сейчас и занимаюсь.

Вы говорили о том, что специалистам в области ИТ следует «танцевать с бизнесом» — другими словами, они должны хорошо владеть языком бизнеса и действовать в интересах организации и увеличения ее прибыли. Что, по вашему мнению, труднее — научить традиционных специалистов по ИТ разбираться в вопросах бизнеса и разговаривать на понятном бизнесу языке или же заставить управленцев активнее привлекать ресурсы ИТ к решению задач бизнеса?

Определенно, сложнее первое. Думаю, ИТ-специалистам нужно забыть о том, что они представляют направление ИТ, а больше думать об организации и отрасли, в которой они работают. Тридцать-сорок лет тому назад ИТ-специалист был единственным человеком, знающим, как включать большие машины и каким образом обращаться с ними, но сегодня большинство бизнес-лидеров достаточно хорошо разбираются в технологиях. Ощущение волшебства и космической таинственности, которые сопровождали технологии, исчезло, в последнее время они в значительной степени утратили свою загадочность и притягательную силу. Поэтому я полагаю, что техническим специалистам следует сменить приоритеты, принимать более активное участие в жизни компании и постараться лучше понять особенности бизнеса, в интересах которого их технологии применяются. Начав говорить с представителями бизнеса на их языке, вы станете для них гораздо более полезным.

А где могут приобрести соответствующий опыт молодые специалисты, только закончившие вуз? Ведь в университетах не учат мыслить подобным образом.

Несколько лет назад совместно с представителями университета Стратклайда из Глазго мы разработали программу подготовки магистров естественных наук. Этот университет традиционно специализируется на технических дисциплинах, и мы долго обсуждали возможность включить банковские дисциплины в программу подготовки магистров в области технологий. По сути, у нас с университетом создано совместное предприятие, и мы помогали ему финансировать разработку нового курса. Сегодня любой сотрудник Royal Bank, желающий получить степень магистра, может за три года пройти обучение. Каждую неделю мы отводим на учебу определенное время. Соответствующая программа сертифицирована, и более 30 наших сотрудников уже вписали степень магистра в свое резюме. Думаю, что подобный опыт может представлять ценность и для других отраслей, например для медицины.

Понятно, что основные обязанности специалистов в области ИТ носят технический характер. Где им взять время, чтобы делиться с представителями бизнеса новыми идеями, не ограничиваясь реакцией на уже произошедшие события и реализацией заранее спланированных проектов?

Для ответа на этот вопрос нам придется обратиться к культуре, сложившейся в компании. Если основные требования руководства заключаются в том, чтобы «сидеть на своих местах, писать код, тестировать его и выпускать готовые продукты», ваше ИТ-подразделение следует отнести к производственному типу, не так ли? С другой стороны, небольшим организациям чаще присуща культура, когда занимаемые должности не играют решающей роли, будь вы вице-президент или готовите кофе за стойкой бара, значение имеет лишь глубина вашей идеи и мощь предлагаемых инноваций. А здесь специалистам в области ИТ есть где развернуться. На практике вы не можете регламентировать производство инноваций, но вполне в состоянии сформировать культурную среду, в которой инновации поощряются и приветствуются на всех уровнях. Для этого потребуется предоставить людям немного свободы, а вам необходимо оказывать им всемерную поддержку, выполняя роль наставника. Нужно сделать так, чтобы люди не боялись ошибиться. Поэтому я полагаю, что корпоративная культура имеет более важное значение, чем обучение или распорядок дня.

Давайте вернемся к «танцам с бизнесом». Если вы собираетесь окунуться в эту среду, если ИТ и бизнес идут вперед рука об руку и преследуют общие цели, если они «танцуют», то кому из них в этом танце отводится ведущая партия?

Ведущую роль играют оба партнера, и я говорю это совершенно искренне. На каждом отрезке времени, в любой день и в любом проекте роль лидера может взять на себя как один, так и другой. Возможно, лидером станет ИТ-специалист. Но если вы собираетесь танцевать с бизнесом, вам нужно понимать, что этот бизнес пытается делать, необходимо уметь разговаривать с бизнесом и делиться с ним самым главным. В любом бизнесе наиболее важны следующие вопросы: успешно ли мы продаем наши товары? пользуемся ли мы доверием и насколько высок наш рейтинг в клиентской среде? не допустили ли мы действий, способных повредить нашей репутации? Понятно, что давать ответы на эти вопросы необходимо ежедневно. Даже занимаясь технологиями, вы не можете позволить себе отойти от этого языка или мышления. Нужно понять, укладываются ли ваши программы и проекты в рамки отведенного им бюджета? Доставляете ли вы качественные продукты? Не навредили ли вы своей репутации? Предоставили ли клиенту то, что он хотел, в желаемые сроки? Простые вопросы, но они имеют большое значение. В любом бизнесе существует конкуренция и ИТ-подразделения не являются исключением. Всегда найдется поставщик услуг аутсорсинга, мечтающий вытеснить вас с рынка. Воспринимайте ИТ как бизнес, и очень скоро вы сможете претендовать на заметную роль в управлении уже более крупным бизнесом.

Сохранит ли в перспективе, на ваш взгляд, ИТ-инфраструктура компаний свой прежний вид, пусть в большей или меньшей степени, или же у ИТ-специалистов появится возможность сыграть совершенно иную стратегическую роль?

Если темпы технологического развития сохранятся или будут расти, неизбежно возникнет множество новых способов ведения бизнеса. Возьмем, к примеру, безопасность в банковской сфере. Если раньше речь шла только о безопасности денег, то сегодня представителям этой отрасли приходится заботиться и о безопасности персональной информации. Эта область развивается очень быстрыми темпами и полностью базируется на технологиях. Растущие темпы технологических изменений усложнили процедуру развертывания ИТ. Но эти сложные процедуры по-прежнему выполняются в основном вручную. Вы, должно быть, помните, что ИТ-продукты, продававшиеся в начале 1990-х, предполагали перестройку и модернизацию процессов. Все было подчинено гибкости и удобству управления процессами. Затем в моду вошли другие вещи. Однако в процессе развития мы зачастую возвращаемся назад, вновь предлагая почти автоматическое формирование процессов, удовлетворяющих определенным критериям. В этом случае у вас появится возможность внедрять отказоустойчивые процедуры, и вы сможете быстро обучить людей эффективному управлению этими процедурами. Я думаю, что в будущем нас ждет возрождение бизнес-процессов, поддерживаемых технологиями, которое позволит нам справиться с возрастающим уровнем сложности.


«Я полагаю, что техническим специалистам следует сменить приоритеты, принимать более активное участие в жизни компании и постараться лучше понять особенности бизнеса, в интересах которого их технологии применяются» Джон Уайт