USD 64.63 ЕВРО 72.25

Дело в чужих руках (часть 2)

Аналитика

Тем временем, польские исследователи из компании PMR выражают уверенность в том, что мировой финансовый кризис в течение 2009-2010 гг. повысит значимость ИТ-аутсорсинга как инструмента для снижения ИТ-затрат.

По их мнению, для стран бывшего соцлагеря из Центральной и Восточной Европы (CEE) — Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, России, Словакии и Украины — ИТ-аутсорсинг сейчас актуален как никогда. За последние несколько месяцев макроэкономические прогнозы по региону СЕЕ претерпели значительные изменения: глобальный кризис должен замедлить темпы роста ВВП в этом регионе, что непременно отразится и на рынке информационных технологий.

Под давлением этих факторов все больше предприятий Центральной и Восточной Европы пересматривают свои инвестиционные планы. Кризис для них — вроде бы и не катастрофа, но нужно экономить, в том числе и на ИТ-услугах. Поэтому они «замораживают» новые ИТ-проекты или ограничиваются внедрением одной лишь базовой функциональности. В итоге доходы ИТ-компаний снижаются, и в нынешнем году прогнозируются менее высокие темпы их роста, чем в 2008 г. С другой стороны, корпоративный сектор, в особенности сегмент крупных компаний, тратит большую часть своих ИТ-бюджетов на поддержку и модернизацию существующих ИТ-систем — жизненно важного компонента их функционирования. Более того, многие ИТ-проекты являются долгосрочными, и отказ от них повлечет дополнительные расходы и может подорвать конкурентные позиции в будущем. Поэтому, не имея возможности полностью отказаться от ИТ-поддержки, компании постараются снизить затраты на ИТ путем передачи на аутсорсинг некоторых ИТ-задач и проектов.

По оценкам PMR, в 2008 г. рынок ИТ-аутсорсинга в CEE достиг почти 3 млрд евро, что примерно на 25% выше аналогичного показателя 2007 г. Без малого 40% всех доходов здесь приходятся на Россию, за которой следуют Украина и Польша. Как прогнозируют польские аналитики, на протяжении следующих двух лет сегмент ИТ-аутсорсинга в регионе продолжит расти в денежном выражении, но вот ежегодные темпы роста снизятся. Тем не менее, среднегодовые темпы роста этого рынка, превышающие 20%, почти вдвое выше, чем по всему ИТ-рынку в целом. Для своего исследования специалисты PMR опросили в 2008 г. 120 крупнейших ИТ-компаний из Центральной и Восточной Европы. И в соответствии с их подсчетами, самым крупным заказчиком услуг ИТ-аутсорсинга в 2008-2010 г. будет финансовый и банковский сектор, доля которого составит 76%. Далее следуют предприятия информационных технологий и телекома (58%), розница (31%), коммунальный сектор (29%) и промышленность (20%).

(Источник: PMR)

Стоит отметить, что страны региона CEE не только сами будут активно прибегать к ИТ-аутсорсингу, но и считаются одними из наиболее подходящих в мире поставщиков этих услуг. Так, согласно исследованию Gartner, в регионе CEE заказы по ИТ-аутсорсингу лучше всего размещать в Чехии, Венгрии, Польше, России, Румынии, Словакии и Украине. При этом основным преимуществом Румынии, Чехии, Польши и Венгрии, по мнению специалистов Gartner, является широкое владение европейскими языками. Критерий «совместимости культур» в европейских странах был оценен по-разному, но только Украине из всего региона была поставлена за это оценка ниже, чем «хорошо». Наивысший уровень защиты интеллектуальной и частной собственности, с точки зрения Gartner, обеспечивают здесь страны-члены ЕС. В нескольких государствах этого региона, за исключением России, сформировалась неплохая выборка местных поставщиков ИТ-услуг, активно работающих за пределами своей страны. А вот главным фактором, тормозящим динамичное развитие рынка аутсорсинга в России, по мнению многих экспертов, по-прежнему остается отсутствие правового поля и самого понятия «аутсорсинг» в законодательстве РФ.

По словам аналитика J-son & Partners Сергея Ермилова, объем российского ИТ-рынка в целом в 2008 году составил около 18 млрд долларов, из которых около 4,5 млрд пришлись на долю рынка ИТ-услуг и примерно 900 млн — на аутсорсинг. Тогда как во всем мире доля ИТ-аутсорсинга от всего объема ИТ-услуг составляет порядка 40%, в России — всего лишь около 10%. Наибольшую долю аутсорсинговых проектов в России обеспечивают финансовый сектор (17,5%), госструктуры (11,3%), добывающая промышленность (9,2%), энергетика (8,5%), телеком (7,9%) и торговля (6,2%). «Развитие ИТ-аутсорсинга в России в последние годы шло не очень быстро, — отмечается в материалах круглого стола «ИТ-аутсорсинг в России», проведенного в июне нынешнего года агентствами CNews Conferences и CNews Analytics. — Сдерживающих факторов было достаточно — и несформированность предложения, и слабый уровень стандартизации услуг, и проблемы регулирования этой деятельности, и опасения утечек в связи с предоставлением своих данных внешней компании. Вопрос цены также являлся серьезным тормозом рынка. Поставщики и аналитики уже почти научили смотреть на аутсорсинг не столько как на средство экономии, сколько как на метод оптимизации деятельности — возможность получить за те же деньги лучше качество. Однако в условиях тотального сокращения издержек требуются более убедительные доводы в пользу того, чтобы включить в свои тающие бюджеты эту статью затрат».

С началом кризиса заказчики — ИТ-директоры компаний из разных отраслей экономики — связывали быстрое снижение стоимости услуг внешних поставщиков. Они сознательно «притормаживали» заключение новых соглашений, ожидая момента, когда цены упадут в 1,5-2 раза. В свою очередь, о неизбежном снижении стоимости ИТ-аутсорсинга говорили международные эксперты. Однако они не ждали и не ждут, что это случится мгновенно. Так, специалисты Gartner предполагают, что снижение стоимости произойдет в ближайшие 2 года из-за усиления конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом: в погоню за ростом прибыли устремляются как традиционные, как и новые поставщики услуг. Кроме того, аналитики полагают, что снижение расходов на ИТ будет основным фактором, влияющим на сокращение объемов аутсорсинговых контрактов по поддержке ИТ-инфраструктуры в 2009-2010 гг. Пока же и на мировой арене, и на российском рынке переговоры о пересмотре сроков и условий соглашений проходят напряженно. Как бы то ни было, считается, что именно позиции аутсорсинга во время кризиса будут наиболее сильны.

По данным Росстата, в конце 2007 — начале 2008 гг., наблюдалось серьезное увеличение темпов роста рынка ИТ-аутсорсинга — на 27,9%. Поставщики и аналитики уже почти научили бизнес смотреть на аутсорсинг не только как на средство экономии, но и как на метод оптимизации деятельности. Для многих такой подход стал возможностью получить за те же деньги лучше качество. Однако 4 квартал 2008 года обернулся для потенциальных заказчиков резким сокращением всех непрофильных расходов в связи с мировым финансовым кризисом. В условиях тотального снижения издержек заказчикам сегодня требуются очень убедительные доводы в пользу того, чтобы перейти на аутсорсинг.

По сведениям агентства IBS DataFort, к началу 2009 года свыше 70% российских компаний уже ощущали влияние кризиса, у 40% были сокращены ИТ-бюджеты, у 11% уменьшилась численность ИТ-персонала. Но «замирание» рынка ИТ-услуг, произошедшее минувшей зимой, обернулось «оттепелью» в начале 2 квартала текущего года. При общем «замороживании» расходов на модернизацию, все-таки были сохранены затраты на проекты по ИТ-поддержке. Заказчики сосредоточились на вопросах оптимизации и повышения эффективности. На рынке начался период ожидания удешевления, компании стали проявлять интерес к новым предложениям и игрокам. Бизнес проявил стремление к экономии и получению большего за меньшие деньги. Тем временем, как утверждает генеральный директор IBS DataFort Денис Калинин, услуги ИТ-аутсорсинга в нашей стране уже подешевели, так как рублевые цены никто не изменял, и произошедшая девальвация рубля фактически привела к удешевлению услуг. Правда, дальнейшего снижения цен можно ожидать только в том случае, если начнет дешеветь рынок труда в сфере ИТ. В данный момент в тех специальностях, которые используются для оказания профессиональных услуг ИТ-аутсорсинга, пока подобных тенденций не наблюдается.

При этом, как отмечают обозреватели агентства RBC, сами игроки рынка аутсорсинга информационных технологий и телекомуслуг уже зафиксировали резкий рост количества заказов. «Даже в самые проблемные с точки зрения кризисных явлений месяцы начала года число обращений к нам увеличилось более чем на 200% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — констатировал в своем интервью RBC директор по развитию компании IT Express Алексей Абрамов. — Динамика заключаемых нашей компанией новых контрактов позволяет рассчитывать на увеличение общего объема оказываемых нами услуг по итогам года в 2,5-3 раза по сравнению с докризисным периодом». «Изменение состояния рынка потребовало от его участников оптимизации существующих бизнес-моделей, включая перевод на аутсорсинг ИКТ-составляющей, которая является необходимым, но не ключевым направлением бизнеса предприятий», — отмечает Павел Кучерук, коммерческий директор компании-оператора «Синтерра». А генеральный директор группы компаний «Армада» Алексей Кузовкин уверен, что ИТ-аутсорсинг будет в ближайшем будущем довольно бурно развиваться: «Возможно, что рост ИТ-аутсорсинга станет самым большим во всей ИТ-отрасли, — говорит он. — Сейчас эта область развита довольно плохо из-за предвзятого отношения, недоверия и нежелания компаний пускать «посторонних» к информационным ресурсам и корпоративным данным. До сих пор действует стереотип, что в компании все должно быть свое. Однако благодаря кризису все больше и больше компаний начинают именно сокращать издержки за счет вывода тех или иных направлений на аутсорсинг».