USD 92.51 ЕВРО 98.91

Дело в чужих руках (часть 1)

Аналитика

Тезис о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», применительный к бизнесу как ни к кому и ни к чему другому, вовсе не столь уж однозначен в своей безысходности. И когда все внутренние резервы для выполнения необходимых, но уже непосильных компании функций вроде бы исчерпаны, на помощь инстинкту самосохранения приходит еще одно неистребимое свойство человеческой натуры – стремление переложить свое бремя на плечи ближнего. Тем более, что на языке современного менеджмента это свойство именуется умением корпоративного руководства оценивать оперативную ситуацию, сопоставлять ее с собственными силами и изыскивать возможность решения тактических задач с привлечением сторонних средств и ресурсов.

Именно поэтому передача своей непосильной ноши в руки профессионального помощника давно уже получила в мировом бизнесе распространение и как способ выживания, и как самостоятельная форма кооперации. Взаимовыгодный характер подобного межфирменного сотрудничества вызвал в свое время стремительное и глобальное развитие экономического явления под названием «аутсорсинг», базовая концепция которого изначально предельно проста и сводится к трем основным принципам: каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем, решение сопутствующих задач всегда можно поручить тому, кто справится с ними лучше, и такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю. Возрастающее проникновение во все сферы и отрасли мирового хозяйства информационных технологий с одной стороны и аутсорсинга с другой привело сначала к становлению, а затем к стремительному росту глобального рынка ИТ-аутсорсинга, явившись еще одним примером постадийного исторического развития человечества от универсализации к специализации, и даже лишним подтверждением дарвиновской теории эволюции применительно к совершенствованию механизмов бизнеса.

Сегодняшний рынок ИТ-аутсорсинга поделился на несколько сегментов. Во-первых, есть комплексное обслуживание всей ИТ-инфраструктуры заказчика. Во-вторых, обслуживание рабочих мест — в принципе услуга «сисадмин на час»: ей чаще всего пользуются небольшие компании. И в-третьих, обслуживание отдельных сервисов — бизнес-приложений, серверных комнат, телекоммуникационого оборудования и т. д. Обычно такую работу берут на себя те, кто эти сервисы и внедрял. Фирмы с парком персональных компьютеров более 40 штук практически всегда имеют собственных специалистов. При компьютерном парке до 20 машин предприятие не испытывает большой потребности в сервисах коллективной работы — по сути, каждый компьютер сам по себе. Но когда машин и сотрудников больше — резко возрастает стоимость простоя и потребность в дополнительных ИТ-услугах. Степень поглощения аутсорсингом компонентов ИТ зависит от масштабов бизнеса и от уровня структурированности и прозрачности процессов самого бизнеса.

Как отмечают аналитики агентства CNews, сейчас, в эпоху глобального экономического кризиса, средняя стоимость сделки по ИТ-аутсорсингу и предусмотренные ею сроки во всем мире продолжают снижаться. Тем не менее, катастрофического спада здесь нет: во времена кризиса аутсорсинг становится все востребованнее, что даже побуждает заказчиков скорее подписывать контракты. По оценкам компании Gartner, количество крупнейших в мире сделок в области ИТ-аутсорсинга в 2008 году выросло до 12 (в 2007 г. их было 10). «Мегасделки» начинаются от суммы контракта в 1 млрд долларов, заключенного от имени одного поставщика услуг. И в целом совокупная стоимость всех 12-ти подписанных в 2008 году подобных сделок по ИТ-аутсорсингу достигла 17,1 млрд долларов, что выше аналогичного показателя 2007 года, который составлял 12 млрд.

Но результат 2008 года все равно ниже предыдущих показателей по «мегасделкам» в докризисный период: по данным специалистов Gartner, с 2000 по 2006 гг. средняя стоимость всех «мегасделок» в год составляла 28 млрд долларов. «Учитывая растущую популярность выборочного привлечения внешних исполнителей и тенденцию к ужесточению контроля со стороны заказчика, мы, как и прежде, наблюдаем снижение и средней стоимости сделки, и средней ее продолжительности», — констатирует Дин Блэкмор, старший аналитик Gartner. В недавнем отчете этой компании утверждается, что в 2009-2010 гг. цены на ИТ-аутсорсинг упадут от 5% до 20%. Снижение стоимости услуг внешних ИТ-подрядчиков специалисты объясняют неблагоприятным экономическим климатом и сокращением ИТ-бюджетов, а также усилением конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом.

«Во время экономического кризиса мы особенно пристально следим за сообщениями о контрактах — это своего рода индикатор здоровья всего аутсорсингового рынка, — комментирует Элли Янг, вице-президент компании Gartner. — Мы наблюдали некоторое снижение количества крупных контрактов, но не катастрофический спад. Несмотря на то, что экономические факторы могут изменять приоритеты, основные движущие силы аутсорсинга остаются неизменными — организации по-прежнему прибегают к внешним исполнителям из соображений сокращения затрат, повышения эффективности, необходимости доступа к нужным компетенциям, а также чтобы сосредоточиться на ключевых направлениях бизнеса, инновациях, модернизации и даже трансформации бизнеса. Несмотря на то, что в 2008 году ИТ-аутсорсинг поднял свою планку, мы ожидаем снижения количества заключенных сделок в первой половине 2009 году и, возможно, в 3-м квартале этого года. В большей степени это объясняется сокращением ИТ-бюджетов в 4-м квартале 2008 году, а не в начале 2009 года, когда бюджеты сокращались достаточно медленно. Длительные циклы продаж для аутсорсинга являются нормой, в зависимости от сложности, масштаба и области внедрения аутсорсинговых проектов. Тем не менее, организации, уже определившиеся с использованием ИТ-аутсорсинга — и отчаянно нацеленные на экономию — могут стремиться сократить сроки подписания сделок, чтобы сразу перейти к делу».

В качестве примера активно применяющих аутсорсинг предприятий крупного бизнеса в разных отраслях частенько приводится американский инвестиционный банк JPMorgan Chase, годовой аутсорсинговый бюджет которого составляет 250 — 300 млн долларов. В 2009 году ради сокращения собственных издержек банк намеревается увеличить стоимость своих аутсорсинговых договоров в Индии еще на 25% — до 400 млн долларов. Интересно, что в 2004 году тогдашний директор JPMorgan Chase по информационным технологиям отказался от 5-миллиардного аутсорсингового контракта с IBM, выбрав стратегию «сделай сам» и вернув на работу 4000 собственных специалистов. Весной 2008-го аутсорсинговую мегасделку (на сумму в 4 млрд долларов) заключила Shell, передав на сторону около 3000 сотрудников, а также поддержку сети и связь, хостинг и хранение данных и техподдержку. В 2007 году агентство Reuters заключило 10-летнее соглашение стоимостью в 500 млн фунтов стерлингов с Fujitsu Services, рассчитывая, по словам ИТ-директора Reuters, получить за счет этого годовую экономию в районе 25%.

Крупнейшим на сегодняшний день в мире (с рыночной долей в 51%) является индийский сегмент данного рынка, объем которого сейчас оценивается в 60 млрд долларов. По прогнозам специализирующегося на аутсорсинге консалтингового агентства Tholons, замедление роста индийского сегмента этого рынка с 35% в 2007-м и примерно 15% в 2008-м дойдет до 6 — 7% в 2009-м. В связи с кризисом этот сегмент будет расти медленнее, чем это было ранее (порядка 30% в год), но все равно будет расширяться. Пальме первенства Индии на мировом рынке ИТ-аутсорсинга угрожает Китай — сегмент разработки ПО в этой стране, как ожидается, вырастет более чем на 15% в ближайшие два года. Как предсказывают специалисты агентства McKinsey, мировая индустрия ИТ-аутсорсинга достигнет в 2012 году $150 млрд.

А ассоциация IAOP (Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга), со своей стороны, недавно подготовила и опубликовала очередной ежегодный рейтинг Топ-100 крупнейших аутсорсеров мира. Ранжировались компании из разных стран, предоставляющие полный спектр сервисов – включая консалтинг, аутсорсинг ИТ и бизнес-процессов. Традиционно экспертами рассматривались не только компании-лидеры рынка, но и так называемые «восходящие звезды» — относительно новые, быстро растущие и наиболее перспективные игроки.

Сотни компаний оценивала независимая комиссия из восьми человек по 18 параметрам, включая размер компании и темпы роста годового оборота, отзывы клиентов, организационную компетентность и профессионализм менеджмента. Комиссию по оценке компаний вновь возглавил эксперт по аутсорсингу с мировым именем – Джагдиш Далал, управляющий директор IAOP. В 1994 г., будучи вице-президентом по ИТ компании Xerox, он заключил аутсорсинговый контракт на 3,2 млрд долл. с компанией EDS – этот бизнес-кейс включен теперь в учебные курсы Harvard Business School. В комиссию вошли топ-менеджеры таких компаний, как United Technologies International Operations, Eastman Kodak, Proctor & Gamble, American Express, а также эксперты Carnegie Mellon University.

Первое место в рейтинге 2008 г. заняла компания Accenture, на втором – IBM. В первой десятке оказалось целых три сервис-провайдера из Индии, в том числе Tata, Wipro и Infosys. Российские поставщики отнесены от лидеров ближе к «восходящим звездам» — на 51-ой строчке расположилась Epam Systems, на 65-ой – Luxoft. Как наиболее сильную сторону первой компании эксперты выделили накопленный опыт аутсорсинга, а второй – признание результатов клиентами. Тройку лучших «восходящих звезд» составили компании Synygy (на 76 месте), China Data Group (77) и Grupo ASSA (78), а кроме них в число «звезд» попали оффшорные разработчики Auriga (87), DataArt (93) и «Рексофт» (94). «У компаний, входящих в Топ-100 глобального аутсорсинга, есть все, что нужно, чтобы достичь успеха в новых экономических условиях», – подчеркнул в своем комментарии к рейтингу председатель IAOP Майкл Корбет.

Константин Ушаков