USD 65.6 ЕВРО 72.62

Подключенное сельское хозяйство

Аналитика

Сельское хозяйство дает средства к существованию двум с половиной миллиардам жителей развивающихся стран. Более полутора миллиардов из них — так называемые «малоземельные фермеры», то есть, по определению ООН, владельцы семейных ферм с земельным наделом менее двух гектаров.

Этот слой населения занимает нижнюю часть социальной пирамиды, отличаясь самыми низкими доходами, низким уровнем грамотности и отсутствием доступа к информации и услугам. Между тем эти люди создают около трети ВВП наименее развитых стран мира[1].

            Чтобы вырваться из нищеты, малоземельные фермеры должны расширять свои навыки и знания и развивать конкуренцию во всей «малоземельной» экономической цепочке. Сочетание этих факторов повысит производительность труда в сельском хозяйстве и поднимет доходы сельских жителей.

            Важнейшим средством экономичного предоставления информационных услуг достаточно большому и широко рассредоточенному сельскому населению может стать Интернет. Интернет-технологии могут предоставить фермерам знания и средства планирования агробизнеса, объединить их для более эффективной торговой деятельности. Несмотря на трудности доставки и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), распространение Интернета на селе может очень скоро принять необратимый характер. Страны, первыми начавшие широко распространять и использовать Интернет в сельскохозяйственном секторе, получат существенные экономические и социальные преимущества. Но, чтобы добиться успеха, им потребуется широкополосная инфраструктура, система доставки инфокоммуникационных услуг на селе и сервисная платформа, обеспечивающая трансформацию сельскохозяйственной экономики и деревенской жизни. Для реализации каждого из перечисленных факторов необходимо следующее:

•    вычислительная архитектура совместного использования, сокращающая стоимость и сложность новых технологий;

•    новые бизнес-модели, привлекающие частные инвестиции и изначально нацеленные на пользователей, зарабатывающих менее двух долларов в день;

•    активная совместная работа глобальной экосистемы, участники которой  были бы заинтересованы в практической реализации данной идеи.

 

            Решающую роль в создании всех этих трех предпосылок должен сыграть государственный сектор экономики.

 

Проблемы: вычислительные технологии для бедных

            Доступ малоземельных фермеров к ИКТ сопряжен с огромными трудностями. Эта часть фермерства — самая малообеспеченная в мире. Те, кто относится к данной категории, проживают в самых удаленных районах и практически не имеют опыта в области современных технологий. Более того, чтобы избавить этот социальный слой от нищеты и добиться существенного роста экономики на селе, нужно предоставить инфокоммуникационные технологии не горстке энтузиастов, а многим миллионам рядовых пользователей.

            В развивающемся мире стоимость базовой «корзины» инфокоммуникационных услуг (фиксированная и мобильная телефония и базовый доступ в Интернет) составляет около 20 процентов от среднедушевого дохода, т.е. в 10 с лишним раз больше, чем в развитых странах[2]. Сложность и медленные темпы распространения ИКТ в развивающихся странах усугубляются незрелостью ИТ-индустрии, нехваткой квалифицированных специалистов и необходимостью доставки услуг сельским  жителям, в массе своей проживающим на огромных территориях с низкой плотностью населения.

            Привлечение частных инвестиций в сферу доставки инфокоммуникационных услуг часто упирается в заколдованный круг. Спрос на эти услуги среди сельского населения слишком мал для получения прибыли. Чтобы добиться окупаемости, приходится повышать тарифы, а это еще сильнее сдерживает спрос. Таким образом, мы сталкиваемся со сложнейшей задачей координации разнонаправленных интересов и решения взаимосвязанных проблем, возникающих у множества заинтересованных организаций, таких как государственные органы, международные финансовые и благотворительные организации, новые местные предприятия и сельские сообщества, которым нужно предоставлять услуги. Преодоление этих  проблем требует широкого распространения знаний и инноваций в самых разных областях.

 

Тенденции: изменение парадигмы

            В последнее время появился ряд любопытных тенденций, дающих надежду на успешное разрешение перечисленных проблем. Речь идет о новой модели  совместного использования вычислительных ресурсов (shared computing), росте  привлекательности инвестиций в сельские инфокоммуникационные проекты и новых  возможностях совместной работы в рамках единой экосистемы.

 

Shared Computing

            Развитие технологий совместного использования ресурсов, получивших общее название «cloud computing», сокращает расходы и оказывает существенное влияние на скорость, сложность и уровень риска при доставке прикладных и вычислительных услуг. В настоящее время все большее число поставщиков предлагает услуги удаленных вычислений по подписке или с оплатой по реальному объему использования (pay-for-usage). Так, например, поставщики услуг SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга) предлагают хостинг приложений с доставкой по требованию или по подписке. Модели IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга) обеспечивают удаленную доставку управляемых аппаратных услуг и дают пользователям возможность платить за серверы, системы хранения и сети в зависимости от объема пользования.

            С 1990-х годов растет интерес развивающихся стран к различным формам совместного использования вычислительных средств, включая установку общественных компьютеров в так называемых «телецентрах», которые позволяют сельским жителям пользоваться интернет-услугами через единое общественное устройство доступа. Испытания «телецентров», проведенные во многих странах, привели к появлению новаторских экономических моделей и стали катализатором разработки инфокоммуникационных услуг, опирающихся на общие центры доступа и выгодных сельскому населению. Как правило, эти модели охватывают такие области, как образование, микрофинансирование и государственные услуги.

 

Привлечение инвестиций

            За последние десять лет в инфокоммуникационном секторе стран-членов Международной ассоциации развития произошла «тихая революция» (при том, что члены этой ассоциации менее других способны инвестировать в развитие ИКТ). За период с 1997 по 2006 гг. в эту сферу было вложено 16 млрд долларов США. Более 80 процентов этой суммы поступило из частного сектора[3]. Всемирный банк активно сотрудничает с правительствами, пытаясь построить магистральную интернет-инфраструктуру и расширить доступ к Интернету с помощью государственных инвестиций, которые, в свою очередь, привлекают дополнительные частные капиталовложения.

            3,7 млрд жителей нашей планеты зарабатывают менее 2 долларов в день. Совокупный доход этой группы населения составляет 2,3 триллиона долларов в год,  и ежегодно эта сумма возрастает на 8 процентов[4]. Частные компании проявляют повышенный интерес к работе с этой потенциально выгодной пользовательской базой, выражая готовность предлагать ей новаторские услуги, основанные на новых бизнес-моделях.

            Инициативы в области микрофинансирования показывают, что сельские жители могут создавать собственные компании, предоставляющие прибыльные услуги своим согражданам. К примеру, в Бангладеш[5] банк Grameen выдает беднякам беззалоговые кредиты для создания микрокомпаний, а Kiva.org предоставляет аналогичные кредиты при поддержке индивидуальных благотворителей[6]. Этими услугами пользуются самые разные категории предпринимателей, в том числе женщины, выступающие как операторы общественных сотовых телефонов, и лица, продающие домашние солнечные батареи и оказывающие для них услуги технической поддержки. Новаторские услуги микрофинансирования дают хорошее представление о том, как привлечь к проектам талантливых предпринимателей и организовать микроинвестиции.

 

 Совместная работа в экосистеме

            Социальные сети и новые технологии (википедии, блоги, видео) резко изменили методы совместной работы. Сегодня даже широко распределенные сообщества могут эффективно обмениваться информацией, вести дискуссии и разрабатывать совместные решения.

            Новые технологические средства и новая культура совместного использования открытых ресурсов способствуют распространению внутрикорпоративной и межкорпоративной совместной работы и сотрудничества между любыми группами и сообществами. Технологии совместной работы помогают создавать широкие и мощные экосистемы, состоящие из людей, заинтересованных в решении сложных проблем. Эти технологии применяют такие всемирные организации, как GAID (Глобальный альянс ООН для ИКТ и развития). Онлайновое сообщество GAID пользуется новейшими функциями социальных сетей, которые помогают заинтересованным лицам и организациям подключаться к экосистеме, вносить свой вклад в ее работу и сотрудничать с другими участниками[7].

 

Строительство интеллектуальных подключенных сельских сообществ

            Перечисленные выше тенденции дают наглядное представление о том, что в данной области возникают хорошие предпосылки для привлечения частных инвестиций, использования энергии сельских предпринимателей и стимулирования экономического развития на селе с помощью Интернета. Чтобы добиться успеха на этом направлении, государственным деятелям нужен целостный подход, сочетающий три элемента:

1.        Сетевые соединения, включающие «последнюю милю».  Для расширения возможностей «последней мили» нужна целостная система, опирающаяся на конкуренцию и сотрудничество операторов в интересах распространения инноваций и снижения расходов. Нужна программа стимулирования спроса на селе и начальных общественных инвестиций, способных привлечь последующие частные капиталовложения. И, наконец, необходима совместная работа в экосистеме, нацеленной на практическое строительство сетевой инфраструктуры.

2.        «Телецентры» (центры общественного доступа).  Для привлечения частных инвестиций к работе «телецентров» нужно сформировать региональные сервисные агентства, которые разрабатывали бы привлекательные местные услуги и предлагали их сельским предпринимателям, создающим и эксплуатирующим «телецентры». Операторы «телецентров» должны стать организаторами потока информации для местного населения. Региональные сервисные агентства должны работать как коммерческие предприятия на основе государственно-частной политики, создающей привилегированные условия для определенного региона или услуг электронного правительства (e-government). Эксклюзивные условия дадут агентствам время для возврата начальных инвестиций.

3.        Интеллектуальные услуги.  «Телецентры» создают механизм доставки для широкого ассортимента решений, повышающих качество жизни за счет распространения медицинской и гигиенической информации, сокращающих стоимость важных услуг (регистрация прав на земельные участки, обращения за субсидиями и т.д.), повышающих производительность сельского труда и развивающих торговлю.

 

            Госсектор при этом должен играть ведущую роль, создавая государственные услуги для граждан и стимулируя разработку критически важных информационных услуг для сельского хозяйства.

            Глобальные технологические компании предоставят проверенные многофункциональные программные платформы для поддержки разнообразных услуг и ускорят распространение практики совместного использования вычислительных ресурсов за счет формирования местных альянсов, поставки проверенных технологических платформ и обучения кадров в развивающихся странах.

 

Решение: электронное сельское хозяйство (eAgriculture)

            Инфокоммуникационные услуги для развития сельского хозяйства должны расширять знания и совершенствовать навыки малоземельных фермеров, повышать их конкурентоспособность и уровень жизни. Чтобы грамотно выбрать такие услуги, планирующим организациям госсектора нужно понять, в каких областях информационные и коммуникационные технологии могут принести наибольший эффект и какие именно услуги окажутся наиболее привлекательными для частных инвесторов. Для этого необходим анализ в трех областях:

1.        Анализ сельскохозяйственной экономической цепочки поможет определить наиболее острые проблемы и оценить преимущества, которые возникнут в результате их решения.

2.        Анализ информационно-коммуникационных технологий поможет выявить экономически целесообразные технологии для решения проблем и получения преимуществ.

3.        Анализ сервисной цепочки определит финансовую доступность инфокоммуникационных услуг и поможет найти партнеров по экосистеме, готовых инвестировать в данный проект и обеспечить доставку необходимых сервисов.

 

            На рисунке 1 в общих чертах показана платформа «подключенного сельского хозяйства». Она разработана на основе исследований, проведенных глобальным  консалтинговым подразделением Cisco IBSG, и на основе опыта совместной (с участием IBSG, национальных агентств, агрофирм и благотворительных организаций) разработки планов использования ИКТ для развития сельского хозяйства.

 

Рисунок 1.  Набор решений для сельскохозяйственных экономических цепочек.

   

Источник: Cisco IBSG, 2009

 

            Инфокоммуникационные технологии помогают участникам экономической цепочки в следующих областях:

•    доставка знаний, включая доступ к информации, электронное обучение и консультационные услуги;

•    фермерское планирование для повышения эффективности агробизнеса;

•    повышение качества за счет поддержки стандартов и учета необходимых данных;

•    создание порталов для оптимизации закупок и продаж;

•    планирование цепочек поставок для сокращения расходов и повышения прозрачности логистики;

•    финансовые услуги, расширяющие доступ к капиталу и сокращающие стоимость финансовых транзакций;

•    предоставление сельским жителям доступа к базовым услугам здравоохранения, образования и электронного правительства.

 

Польза для всех

            Распространение ИКТ на селе принесет немало пользы самым разным слоям сельского общества и прежде всего — участникам сельскохозяйственной экономической цепочки. Эта цепочка, где доминируют малоземельные фермеры, сталкивается с проблемами, которые можно решить с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

            Например, чтобы увеличить доходы, фермер должен выбрать прибыльные культуры, сократить расходы на семена, удобрения и пестициды, а также повысить качество конечной продукции. Услуги «телецентров» могут предоставить фермерам информацию, услуги обучения и доступ к конкурентным рынкам для закупок и сбыта. Решения для «подключенного сельского хозяйства» повысят доходы фермеров и увеличат их вклад в общие результаты работы сельскохозяйственного сектора.

            Закупщики продукции малоземельных фермеров сталкиваются с проблемой качества продуктов, трудностями планирования и необходимостью управления большим количеством микротранзакций. Доступ к приложениям-планировщикам, сбор данных на уровне ферм и доступ к услугам электронного финансирования на селе позволят закупщикам и перерабатывающим предприятиям значительно сократить текущие расходы и повысить конкурентоспособность на национальном и мировом рынке.

            Многие участники сельскохозяйственной экономической цепочки могут извлечь пользу из финансовых услуг и повышения квалификации. Финансовые организации могут воспользоваться сетью деревенских «телецентров» для доставки своих услуг по низкой цене. Платформы электронного обучения можно использовать для развития профессиональных и предпринимательских навыков среди фермеров и других граждан. Эти услуги могут внести большой вклад в общее развитие сельскохозяйственного сектора и повышение конкурентоспособности.

            Инфокоммуникационные технологии могут предоставить доступ к необходимым услугам не только фермерам, но и более широкому кругу сельских жителей. Так, например, сегодня для получения важных государственных услуг (регистрации прав собственности на земельные участки и получения субсидий) фермер вынужден совершать длительные поездки в государственные учреждения даже для того, чтобы просто проверить текущее состояние своего дела. «Телецентры» же могут доставлять эти услуги по месту жительства, экономя таким образом  фермерам время и деньги. Кроме того, «телецентры» создают новые рабочие места и выводят местные продукты на ранее недоступные рынки. Примером может служить услуга типа “eBay” для продажи ремесленных изделий. Наконец, «телецентры» могут доставлять услуги базового образования, повышать уровень грамотности и расширять возможности детей по изучению дополнительных материалов. Доступ к базовым медицинским услугам через «телецентры» также повысит общий уровень жизни сельских сообществ. Таким образом, инфокоммуникационные решения, доставляемые сельским жителям с помощью местных «телецентров», помогут бороться с бедностью, создадут новые рабочие места, повысят уровень знаний, дадут фермерам уверенность в завтрашнем дне и создадут благоприятные условия для общего развития сельской экономики.

 

Практические примеры

            Отличным примером крупномасштабной реализации такого подхода служит реализуемая в Индии программа Центров общественных услуг (показана на рисунке 2). К концу 2010 года в этой стране будет работать более 100 тысяч «телецентров», доставляющих инфокоммуникационные услуги миллионам сельских жителей.

 

Рисунок 2.  Программа Центров общественных услуг в Индии.

   

Источник: Cisco IBSG, 2009

 

            Индийское Министерство информационных технологий распределило обязанности по реализации этой программы среди государственных и частных предприятий и привлекло крупные частные инвестиции. Госсектор построил магистральную инфраструктуру, доставляющую интернет-услуги в национальном масштабе с пропускной способностью до 2 Мбит/с до точек, находящихся в пределах 10 миль от большинства деревень.

            Правительство Индии определило набор федеральных и региональных услуг электронного управления, чтобы создать основу для реализации программы и привлечь частный сектор. Роль частного сектора состояла в том, чтобы создать сервисные агентства для агрегации и локализации услуг в конкретном регионе и построить сеть коммерческих деревенских «телецентров».

            Частный сектор с энтузиазмом принял эту программу, и в результате к 2010 году число «телецентров» составит не 100 тысяч, как первоначально планировалось, а  113 тысяч. Главным достижением «телецентров» станет не только создание на селе 225 тысяч новых рабочих мест для образованной молодежи, но и предоставление местным жителям доступных по цене информационных услуг. В двух штатах Индии уже реализована программа электронной регистрации земельных прав для 17 млн фермеров. За первые пять месяцев реализации этой программы сельские жители штата Андхра-Прадеш оплатили через местные «телецентры» счета на общую сумму в 4,3 млн долларов США.

 

Дальнейшие шаги: лидерство и координация

             Трансформация сельского хозяйства зависит от готовности и способности государственного сектора к лидерству и координации действий множества участников экономической цепочки. Государство должно разработать стратегию и план, включающий три инфраструктурных аспекта, о которых говорилось выше (доступ в Интернет по «последней миле», создание местных «телецентров» и внедрение интеллектуальных сервисных платформ). Для этого необходимо:

•      в области широкополосной инфраструктуры — попытаться воспользоваться возможностями финансирования, которые предоставляют такие организации, как Всемирный банк. В то же время нужно разработать нормативную базу и план стимулирования спроса, чтобы создать стимулы для инвестиций со стороны операторов связи.

•      Построить несколько образцовых «телецентров» для демонстрации их преимуществ. Базовыми услугами для таких центров должны стать услуги электронного правительства (e-government). Инвесторы должны получить стимулы для формирования сервисных агентств, выполняющих функции разработки и локализации привлекательных новаторских услуг.

•      Рассмотреть и приоритезировать задачи, стоящие перед сельскохозяйственными экономическими цепочками в каждом регионе.

•      Начать программу с тех областей, где инфокоммуникационные технологии способны принести наибольший эффект в плане роста производительности труда, увеличения доходов сельского населения и повышения конкурентоспособности.

 

            Все это может значительно изменить положение тех, кто больше всего в этом  нуждается. Такая программа действий способна повысить уровень жизни в развивающихся странах и стимулировать их экономическое развитие.



[1] FAO, 2007; Cisco IBSG, 2009.

[2] ITU, 2008; Cisco IBSG, 2009.

[3] World Bank, IDA, 2008.

[4] The Next Billions: Unleashing Business Potential in Untapped Markets, World Economic Forum. January 2009.

[5] Grameen Bank (www.grameen-info.org), 2009.

[6] www.kiva.org, 2009.

[7] www.un-gaid.org, 2009.

 

Александр Палладин