USD 93.44 ЕВРО 99.58

Чего ждет российский ИТ рынок?

Аналитика

Эксперты считают, что активность на отечественном ИТ рынке может воссатновиться достаточно быстро, а ИТ-компании России уже не столь тревожно смотрят в будущее.

Недавно компания Marketvisio, официальный дистрибьютор Gartner в России, представила данные проведенного в I квартале 2009 года опроса 132 нефтегазовых, финансовых, телекоммуникационных, машиностроительных и торговых российских компаний. Выяснилось, что 58% компаний в этом году сократят  ИТ-бюджеты. Впрочем, в конце 2008 года о намерении меньше тратить на информационные технологии заявляли 73% респондентов. По просьбе CIO-World.ru результаты опроса прокомментировала руководитель направления аналитических исследований Marketvisio Наталья Горина.

— Наталья, в отчете Marketvisio говорится, что 37,5% российских компаний, решивших сократить ИТ-бюджеты, сделают это за счет заморозки новых проектов. От развития каких направлений отказываются в первую очередь?

Имеет смысл сначала сказать в целом о существующих тенденциях, касающихся ИТ-развития в компаниях. Эти тенденции – оптимизация существующих ИТ-ресурсов, с одной стороны, и повышение уровня автоматизации бизнес процессов, с другой. Независимо от принятых решений о сокращении или увеличении ИТ-инвестиций в 2009 году, эти две тенденции оказывают влияние на проектную активность компаний. Если же говорить о заморозке новых проектов, то основные области, в которых будет происходить замедление проектной активности, касаются, прежде всего, внешних ИТ-услуг и аппаратного обеспечения.

— В последнюю очередь компании отказываются от приобретения ПО и аппаратного обеспечения. Чем вызван  такой приоритет? На Западе наблюдается такая же тенденция?

Я бы скорее сказала, что компании отказываются от приобретения ПО и аппаратного обеспечения реже, чем от других ИТ-расходов. Если рассматривать рынок аппаратного обеспечения более детально, то увидим, что компании существенно сокращают затраты на периферийное, телекоммуникационное и инфраструктурное оборудование. Что же касается серверного парка, то эта составляющая ИТ-инфраструктуры является жизненно-важной, экономить на ней компании не хотят, поскольку это может повредить бизнесу.

Поэтому, хотя инвестиции и будут сокращаться, компании все же предполагают и плановую модернизацию серверного парка, и переход на новые технологии, например, переход на блейд-архитектуру, и развитие серверной инфраструктуры, например, строительство резервных ЦОД. Безусловно, это характерно в большей степени, для крупного бизнеса.

Но и в других сегментах компании планируют закупки серверного оборудования, так как этого требует рост бизнеса и, соответственно, рост требований бизнеса по обеспечению устойчивости и непрерывности. Тем не менее, в целом по рынку расходы на аппаратное обеспечение будут сокращаться, и связано это не только с влиянием кризиса: зачастую мы слышим заявления о необходимости использовать уже вложенные инвестиции, ведь в последние год-два бизнес показывал высокую проектную активность.

Если говорить о расстановке приоритетов, то задачи автоматизации бизнес-процессов в условиях кризиса стали более актуальными по отношению к инфраструктурным проектам. Эта тенденция характерна не только для российского рынка. Недавнее исследование Gartner относительно ИТ-бюджетов на 2010 год показало, что компании будут инвестировать в ПО различного уровня больше, чем в аппаратное обеспечение.

В отличие от российского рынка, такие инвестиции в ПО подтягивают за собой и рынок ИТ-услуг, который в России испытывает сложные времена. Также на западных рынках компании больше озадачены вопросами безопасности данных, рост ИТ-расходов в 2010 году будет происходить в большой степени за счет приобретения ПО и услуг в области информационной безопасности. В России же актуальны проекты в области ERP, управления документами, BI.

Рост затрат на программное обеспечение связан с процессом вызревания и оттачивания программной инфраструктуры, с трендами, которые были очевидны и до кризиса: стремлением к стандартизации, а соответственно и к переходу от большого зоопарка решений к ограниченному числу бизнес приложений, операционных систем, систем безопасности, инфраструктурного ПО, стремлением к повышению эффективности бизнеса, а автоматизация бизнес процессов, к счастью ИТ-игроков, уже воспринимается бизнес менеджментом в качестве инструмента для управления бизнесом.

-Обращает на себя внимание то, что 17% компаний увеличивают расходы на ИТ. К каким отраслям преимущественно относятся эти тихие гавани в бурном море кризиса?

Это традиционные лидеры автоматизации – Финансовые институты, телекоммуникационные компании, компании нефтегазового и энергетического сектора, а также компании сегмента розничной и оптовой торговли. Причем рост ИТ-затрат идет в большей степени за счет реализации новых ИТ-проектов. Говорить о том, жертвуют ли какие-либо компании бизнес-проектами ради ИТ, я не возьмусь. Но думаю, что подход к выбору объектов инвестиции схож – если проект инвестиционно выгоден и эффективен, если он позволяет заработать или сэкономить деньги компании, то такой проект является актуальным.

Нормализовались ли отношения компаний с поставщиками? Возвращается ли доверие к национальной валюте при заключении контрактов?

В кризисные времена все стремятся минимизировать финансовые риски – и заказчики, и поставщики. Заказчики фиксируют контракты в рублях, поставщики стараются заложить свои валютные риски в рублевую цену. На мой взгляд, это вопрос переговоров и компромиссов. Времена брутальных фиксированных курсов, по которым заказчики старались подписывать договора, проходят, как мне видится. Ну, и ИТ-компаниям, видимо, удается найти способ оптимизации своих бизнес-процессов, что помогает предлагать клиентам ожидаемые цены, о чем свидетельствует возобновление проектной активности заказчиков.

Как вы ожидаете, насколько быстро российскому бизнесу удастся выйти на докризисный уровень ИТ-расходов? Какие сферы «выздоровят» первыми?

Российский рынок парадоксален, от него можно ожидать что угодно. Мне кажется, что многие заказчики заняли определенную выжидательную позицию относительно ИТ-расходов. Наши беседы с ИТ-руководителями компаний крупного и среднего бизнеса показывают, что задачи, стоящие перед ними в краткосрочной перспективе, требуют существенных инвестиций. Многие компании пересматривают ИТ-бюджеты ежеквартально именно с целью оценки актуальности начала реализации тех или иных проектов. Поэтому при определенной стабилизации рынка в целом, ИТ-активность возобновится достаточно быстро, так как потенциальные бюджеты на развитие заложены достаточно большие.

Недавно руководитель IDC в России и СНГ Роберт Фариш заявил, что целесообразно наделять ИТ-директора компании операционными функциями. Что вы думаете о роли CIO в российских компаниях?

Этот процесс уже происходит. То есть мы видим в большом числе компаний, особенно крупного бизнеса, совмещение должностей операционных или финансовых руководителей с должностью ИТ-директора. ИТ в компаниях с уровнем зрелости бизнеса выше среднего уже давно не воспринимается как центр затрат. Даже оценка ИТ-инвестиций во многих компаниях ведется в бизнес-терминах, например, стоимость транзакции или затраты на сотрудника.

Информация является бизнес активом, для успешного построения ИТ-среды, удовлетворяющей текущие бизнес требования и предугадывающей будущие бизнес требования, ИТ-руководитель должен быть в бизнесе, причем не только разговаривать с бизнесом на одном языке, но и участвовать в развитии компании, управляя ИТ, как бизнес активом. Поэтому, я соглашусь с Робертом Фаришем, что ответственности и компетенции ИТ-директора должны меняться.