USD 64.61 ЕВРО 72.32

ИТ в медицине: кто поддержит Систему?

Аналитика

ИТ в медицине: кто поддержит Систему?

В России начался процесс создания Системы информатизации медицины. Среди множества вопросов по проекту есть и такой: кто займется поддержкой типовых решений на местах?

Мониторинг уровня информатизации российских лечебных учреждений, проведенный Минздравсоцразвития, показал, что в 90% учреждений установлены бухгалтерские программы, около 45% имеют кадровые программы и менее 20% — медицинские информационные системы. «Так называемая «фискальная» функция пока превалирует над функцией информационной», — с сожалением констатирует директор департамента информатизации Минздравсоцразвития России Олег Симаков. Не является откровением то, что нынешний уровень информатизации абсолютно не устраивает министерство.

Создание в прошлом году в Минздравсоцразвития департамента информатизации отражает вызвано не только неудовлетворенностью регулятора развитием ИКТ в медицине, но и и несистемностью процессов информатизации Поэтому принято принципиальное решение по Системному проекту на создание Системы информатизации лечебно-профилактических учреждений. Идея, которая обсуждается уже больше года, наконец, начала реализовываться.

Одна из основных задач, которая будет стоять перед системой информатизации,– обеспечение достоверной и качественной информации, четкая обработка всех первичных данных. «Очевидно, что, наладив сбор первичной информации, мы сможем обеспечить эффективный обмен данными между лечебными учреждениями, — считает Симаков. — Благодаря этому пациенту районной поликлиники не придется повторно сдавать анализы, оказавшись в региональном лечебном центре».

Через несколько месяцев Системный проект должен быть готов, сообщил Олег Симаков, выступая на «InterSystems Симпозиум 2009». Будут разработаны требования к проекту, нормативные документы, инфраструктура решения, требования к конкретным госпиталям и т.д. Минздравсоцразвития не будет настаивать, чтобы руководство ЛПУ «сносило» существующие решения – можно будет доработать их согласно системным требованиям.

Также никуда не деться от требований 152-го ФЗ «О защите персональных данных», поэтому особое значение уделено созданию защищенной сети для обмена информацией. Регулятор приглашает всех разработчиков принять участие в проекте, при условии, что их решения будут соответствовать сформулированным требованиям. Дополнительно на откуп субъектов будет отдана возможность создавать специальные порталы медучреждений. Информационная система здравоохранения не будет дублировать функции систем обязательного медицинского страхования, они будут взаимодополняющими.

Архитектура Системы будет состоять из трех больших блоков. Сначала создаются медицинские информационные системы на уровне ЛПУ, которые обеспечат сбор первичной информации и защищенный информационный обмен с региональными ресурсами. Затем предстоит создать региональные информационные ресурсы, обеспечивающие сбор, хранение и обработку информации в области здравоохранения, автоматизированного взаимодействия медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Наконец, третья составная часть архитектуры Системы – Федеральный информационный ресурс, задачей которого будет межведомственного и межрегионального обмена в рамках оказания медицинской помощи и ОМС, а также информационно-аналитическое обеспечение Минздравсоцразвития, подведомственных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. «Естественно, на уровне федерального ресурса не будет информации о конкретном пациенте, — заявил Олег Симаков. – Этот ресурс нужен для планирования развития здравоохранения в целом, для обеспечения бюджетных ориентиров».

Субъекты Федерации для участия в пилотном проекте будут выбираться на конкурсной основе. Выбор остановится на тех регионах, где инфраструктура максимально развита. «Двоечникам помогать бесполезно, помогать надо отличникам», — считает глава департамента информатизации Минздравсоцразвития. Один из самых главных вопросов, которые волнуют всех интересующихся информатизацией здравоохранения, — как будет осуществляться поддержка типового решения на местах. Поскольку даже не все крупные лечебные учреждения не могут позволить себе иметь в штате ИТ-специалистов, Олег Симаков выступает за поддержку по сертифицированному аутсорсингу. При этом, по его словам, в каждом ЛПУ должен быть человек (в должности заместителя главного врача), ответственный за вопросы ИТ.

Для CIO-World.ru данную проблему прокомментировали представители ERP-вендоров. На сегодня одними из самых распространенных программных решений в медицине являются продукты компании 1С. При этом в большинстве случаев сопровождение программ осуществляется компаниями-партнерами фирмы. «Партнерская сеть состоит примерно из 5500 предприятий, сертифицированных фирмой 1С на оказание комплексных услуг по автоматизации на базе наших программных продуктов, — напомнил Алексей Гайдуков, руководитель проектов для здравоохранения фирмы 1С. — В случае внедрения специализированных медицинских информационных систем на платформе «1С:Предприятие», внедрение и сопровождение также может выполняться силами компаний-партнеров фирмы «1С» без привлечения ИТ-штата лечебно-профилактического учреждения.

Виталий КондратенковДиректор по развитию бизнеса компании InterSystems Виталий Кондратенков рассказал, как он видит оптимальную схему. По его словам, минимальный штат ИТ-специалистов в ЛПУ все же необходим — 1-3 человека. «Это должны быть высококвалифицированные «синтетические» специалисты (медик и ИТ-специалист в одном лице), способные решать комплексные междисциплинарные задачи на стыке информационных и медицинских технологий, — поясняет Кондратенков. — Основная же нагрузка должна лечь на аутсорсеров, а схема предоставления аутсорсинговых услуг должна быть многоуровневой».

Первую линию такой структуры должны составить Медицинские информациотнно-аналитические центры (МИАЦы) и их филиалы, подразделения. Вторая линия — локальные компании, выполняющие функции внедрения проектов и сопровождения работы ИТ. Третья линия — разработчики ПО.

Такая схема потребует:

  1. детальной проработки проектов, анализа опыта, экспертизы и т.д., т.е. «работы за столом»;
  2. обкатки «в поле», т.е. в пилотных проектах;
  3. самое главное – Минздрав должен выполнять свои регулирующие функции, заключающиеся в подготовке нормативных, организационных (в том числе и в вопросах финансирования), структурно-штатных и иных документов для реализации данной схемы.

Кроме того, необходимо прививать культуру сопровождения ИС в медучреждении, для этого должны издаваться соответствующие методические разработки, считает Кондратенков.

Светлана МацкевичСветлана Мацкевич, архитектор решений для отрасли здравоохранения департамент по работе с организациями государственного сектора SAP СНГ, говорит, что для обслуживания информационных систем ЛПУ логично создавать специализированные подразделения или структуры в сети организаций здравоохранения. «На самом деле и в настоящее время такая практика распространена, — отмечает эксперт. — В большом числе регионов в роли таких специализированных структур выступают МИАЦы. Но речь идет о том, что для оптимизации процессов обслуживания ИТ и минимизации затрат на поддержку недостаточно вынесения функций на аутсорсинг. Речь идет о максимально возможном переходе на дистанционное выполнение функций поддержки ИС лечебных учреждений. Поскольку выезды специалистов на места, особенно в сильно территориально-распределнных структурах – это штат, это непроизводительные затраты времени, это, в конечном счете, финансовые затраты».

Андрей Арсентьев

Источник: www.cio-world.ru