USD 92.26 ЕВРО 99.71

Очередной этап электронизации правительства

Аналитика

Очередной этап электронизации правительства

В свете забрезжившей на горизонте перспективы окончания нынешнего экономического кризиса, в России сейчас наступает очередной этап активизации деятельности правительства в направлении электронизации органов государственной власти.

Достаточно мощный толчок этот процесс получил в последний день прошедшего лета, когда на заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию отечественной экономики, проходившем в городе Покров Владимирской области, Дмитрий Медведев определил приоритеты в сфере стратегических информационных технологий нашей страны. По его мнению, к числу приоритетов в настоящее время относятся: конструирование суперкомпьютеров и грид-систем; реализация проектов, связанных с тематикой электронного правительства; а также создание культурно-познавательных сервисов и развитие образовательных интернет-ресурсов нового поколения.

Президент настоятельно призвал членов комиссии приложить все силы к тому, чтобы наконец-то сдвинуть с места решение нерешаемых проблем, лежащих в основе формирования системы электронного государственного управления. «И прежде всего, необходимо продумать жесткую концепцию внедрения соответствующих элементов электронного документооборота, вплоть до уменьшения объемов бюджетных средств тем организациям, которые этой темой не занимаются, и ввести систему индикаторов», — отметил Дмитрий Медведев. Он также обратил внимание на проблему профессиональных кадров в ИТ-отрасли: «Уже сегодня мы должны понимать, сколько специалистов нам потребуется, организовать их подготовку на базе соответствующих центров обучения в области информационных технологий, открыть несколько таких центров, скажем, на базе существующих технопарков». На том же заседании Дмитрий Медведев дал поручение кабинету министров рассмотреть обращение производителей программного обеспечения о мерах по поддержке отрасли — ведь по его словам, сегодня нужно создать дополнительные стимулы к тому, чтобы лучшие программисты работали не столько на благо западных корпораций, сколько на модернизацию российской экономики.

Не прошло и месяца с этого совещания, как премьер-министр Владимир Путин подписал положение о системе межведомственного электронного документооборота. В соответствии с этим положением, утвержденным постановлением правительства от 22 сентября 2009 г. № 754, межведомственный электронный документооборот должен будет представлять собой взаимодействие федеральных информационных систем электронного документооборота, организатором межведомственного электронного документооборота выступает Федеральная служба охраны РФ. Участниками межведомственного электронного документооборота являются федеральные органы государственной власти, администрация президента и аппарат правительства нашей страны. А под взаимодействием федеральных информационных систем электронного документооборота понимается обмен электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между участниками межведомственного электронного документооборота, при этом допускается обмен информационными сообщениями, содержащими общедоступную информацию и информацию, отнесенную к сведениям, составляющим служебную тайну.

Технико-технологическая инфраструктура межведомственного электронного документооборота состоит из головного узла межведомственного электронного документооборота, оператором которого является организатор межведомственного электронного документооборота; узлов участников межведомственного электронного документооборота; защищенных каналов связи. В свою очередь, технические средства головного узла включают в себя почтовый сервер, программно-аппаратные средства удостоверяющего центра, средства защиты информации и иные средства программно-технического обеспечения электронного взаимодействия. Основными функциями головного узла являются: обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения при ее нахождении на головном узле и передаче по защищенным каналам связи до узлов участников межведомственного электронного документооборота; обмен электронными сообщениями между участниками документооборота.

Технические средства узла участника межведомственного электронного документооборота включают серверное и коммуникационное оборудование, средства защиты информации и автоматизированные рабочие места. Основными функциями узлов участников являются: обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения до передачи ее в защищенный канал связи; доставка электронных сообщений, полученных из головного узла, в федеральные информационные системы электронного документооборота адресатов; отправка электронных сообщений из федеральных информационных систем электронного документооборота участников межведомственного электронного документооборота на головной узел; хранение электронных сообщений до передачи на головной узел или в федеральную информационную систему электронного документооборота адресата.

За поддержание технико-технологической инфраструктуры межведомственного электронного документооборота в работоспособном состоянии отвечает организатор межведомственного электронного документооборота, который производит анализ и устранение выявляемых в ходе эксплуатации сбоев и ошибок программно-технических средств; ремонт или замену вышедших из строя программно-технических средств и др. Информационная безопасность при осуществлении межведомственного электронного документооборота обеспечивается комплексом технических и организационных мероприятий. В частности, к техническим мероприятиям относятся: организация и использование средств защиты информации в полном объеме их функциональных возможностей; обеспечение целостности обрабатываемых данных; обеспечение антивирусной защиты информации.

В свою очередь, проводимые организационные мероприятия охватывают контроль выполнения требований нормативных документов, регламентирующих обеспечение защиты информации; определение должностных лиц участников и организатора межведомственного электронного документооборота, ответственных за обеспечение ИБ; установление порядка резервного копирования, восстановления и архивирования баз данных, находящихся на головном узле межведомственного электронного документооборота, а также порядка обновления антивирусных баз; установление порядка допуска для проведения ремонтно-восстановительных работ программно-технических средств и др.

Детально рассматривая это положение в утвержденном виде, отечественные эксперты обращают внимание на то, что в соответствии с ним электронным межведомственным документооборотом у нас в стране должно будет заниматься не профильное Министерство связи и массовых коммуникаций, а Федеральная служба охраны (ФСО), к которой, как известно, перешла часть функций ликвидированного в 2003 году Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ). И теперь, исходя из того, что работы «по прокладке объектовых линий связи, приобретения оборудования и программного обеспечения» должны производиться исключительно «поставщиком услуг, имеющим соответствующую лицензию», в России будет формироваться новый рынок высоких технологий с ограниченным числом участников, отобранных силами ФСО. Однако, даже при наличии множества непонятностей в тексте утвержденного положения и целого ряда нареканий в его адрес, большинство наших аналитиков объединяет общий взгляд на то, что межведомственный электронный документооборот, являющийся своего рода «бэкофисом» подлинного электронного государства, в условиях современной России просто обязан быть созданным и реально действующим. И только вслед за ним может возникнуть и заработать интернет-портал государственных услуг, который станет последней точкой общественного доступа к уже созданной единой информационной базе российских органов власти.

Тем временем, еще до подписания премьер-министром положения о системе электронного документооборота, правительство России на своем заседании 15 сентября одобрило план Минкомсвязи по переходу федеральных органов исполнительной власти на оказание госуслуг в электронном виде. «Для каждой государственной функции будет установлен жесткий график внедрения информационных технологий, — подчеркивал тогда Владимир Путин, открывая заседание кабинета министров. — Разумеется, все необходимо сделать на самом высоком уровне. Электронный сервис должен быть действительно удобным для людей». Глава правительства Российской Федерации напомнил, что программа предусматривает использование Интернета для подачи заявлений, получения различных документов и справок, оформления пенсий и пособий, получения необходимой информации, а также других подобных услуг, которыми, по его словам, ежедневно пользуются сотни тысяч, а в конечном счете, миллионы россиян. По словам руководителя Минкомсвязи Игоря Щеголева, план включает оказание гражданам 74 услуг, разбитых на 20 категорий по общепринятой классификации, уже используемой в ЕС. Задачей правительства, по словам министра, является экономия времени граждан и чиновников, освобождение граждан от необходимости неоднократного обращения в ведомства по одному и тому же вопросу и представления сведений, которые уже должны находиться в базе данных других ведомств. Эта программа позволит также улучшить взаимодействие органов власти между собой. В последующем, отметил Игорь Щеголев, за предоставлением услуг в электронном виде на федеральном уровне должна будет последовать соответствующая модернизация на уровне регионов и муниципалитетов.

В связи с этим Минкомсвязь планирует внести поправки в закон об электронной подписи. «Сейчас мы работаем над этим законом и намерены принять его новую редакцию с учетом тех информационных систем и возможностей, которые предоставляет современное общество», — сказал министр. По его словам, будет реализован более мягкий вариант электронной подписи. «Мы собирается внести такие поправки, которые разбюрократизируют процесс, — пояснил глава Минкомсвязи. — Гражданам, запросив у какого-либо ведомства сведения общего характера, которые тоже относятся к категории государственных услуг, достаточно будет воспользоваться логином и паролем, а также адресом электронной почты». В то же время Игорь Щеголев подчеркнул, что там, где будет присутствовать финансовая отчетность, будет необходима более серьезная защита персональных данных, в том числе и с помощью электронной подписи.

После того, как правительство России в середине сентября одобрило план Министерства связи и массовых коммуникаций по переходу российских органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде, глава Минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что с 2011 года все федеральные министерства и ведомства начнут оказывать россиянам услуги в режиме электронного документооборота. В электронном виде будет осуществляться предоставление лицензий, выписок, справок, подготовка различных документов, предоставление их в регистры и реестры. До конца года министерство планирует составить и обнародовать список из 46 таких приоритетных услуг. Кроме того, уже с конца текущего года и в течение 2010-го жители России смогут получать услуги информационного характера: по словам г-на Щеголева, «с использованием либо Интернета, либо телефонных справочных узнавать, куда им нужно обращаться, в какие часы и какие документы нужно принести». Помимо этого, с 2010 года должна начаться частичная раздача «электронных ключей» для использования электронной подписи, чтобы в 2011-м Минкомсвязи смогло обозначить сроки, когда граждане начнут получать документы с использованием такой подписи.

Кроме того, Игорь Щеголев заявил о том, что в настоящее время его ведомство вместе с Министерством экономического развития готовит новую редакцию Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Ожидается, что новая редакция программы сделает невозможным дублирование решений и излишнее расходование средств, а также позволит подготовить общий проект, по которому будет строиться то самое «электронное правительство». Нынешний бюджет «Электронной России» на 2009 и 2010 годы оценивается Минфином в 2,748 и 3,1 млрд рублей соответственно, и еще в мае месяце премьер-министр Путин назвал вложения в «Электронную Россию» неэффективными: в 2002-2008 годы государство истратило на проект 16 млрд рублей, но тогдашние заказчики программы (Мининформсвязи и Минэкономразвития) так и не добились скоординированных действий ее участников. В частности, граждане до сих пор не имеют возможности заказывать через Интернет такие госуслуги, как оформление паспортов, регистрация прав собственности и т. д.

Принимая к сведению все эти обещания и замечания в адрес «Электронной России», нельзя не вспомнить, что планируемая «измененная редакция» ФЦП будет уже очередной — по крайней мере, четвертой или пятой — на ее не столь уж долгом веку. Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 года, когда Министерство экономического развития и торговли России работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя. В феврале 2001 года было подписано распоряжение о разработке программы «Электронная Россия», а через два месяца была готова ее первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества и внесения соответствующих корректив как в содержательную часть программы, так и в её бюджет, 28 января 2002 года «Электронная Россия (2002—2010 годы)» была одобрена правительством. Координатором ФЦП назначили Министерство связи и информатизации, а главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) — один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке «Электронной России» принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ «Информика», эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки.

Первоначально общий объем финансирования «Электронной России» на период 2002-2010 гг. намечался в размере 76,15 млрд. рублей, и предполагалось, что на 51% программа будет профинансирована из федерального бюджета, 30% составят средства субъектов Федерации, а 19% — внебюджетные ассигнования. При разработке ФЦП на ее осуществление в 2002 году планировали потратить 6,632 млрд. рублей, в 2003-2004 гг. — 23,9 млрд. и в 2005-2010 гг. — 46,21 млрд. Однако в действительности уже на первый год выполнения «Электронной России» федеральный бюджет выделил только 431 миллиона, на второй — 1,42 миллиарда, а на 2004 г. предусмотрел 1,8 миллиарда рублей. И если, как замечали эксперты, в начале реализации ФЦП на ней еще можно было экономить, то уже на третьем году ее выполнения наступил «критический этап», в течение которого экономия стала попросту опасной. По мнению тогдашних специалистов, инициировавших принятие программы «Электронная Россия» и веривших в ее перспективы, перед ней изначально были поставлены такие задачи, что только первостепенные из них требовали чрезвычайно больших затрат. В частности, одна из них заключалась в решении проблем сопряжения ведомственных информационных систем, необходимого для создания единого «электронного правительства». Нужно было достаточно оперативно разработать общую методологию и стандарты e-government, без которых несогласованность ведомственной информатизации могла зайти так далеко, что на бюджетные деньги будет завершено строительство совсем уже несовместимых систем, обслуживающих окончательно разобщенные информационные базы.

По сути дела, так и произошло: ведь работы по интеграции различных существующих ИС вылились в дорогостоящие и трудно реализуемые проекты. С некоторых пор создается впечатление, что процесс электронизации нашего правительства заключается главным образом в получении ответственными за его осуществление руководителями государственных органов изрядной дозы критики со стороны верховной власти, после чего они приступают к очередному этапу переработки соответствующих программ с внесением изменений в сроки их выполнения. Как, собственно, сейчас и происходит.

«У информационных технологий есть одно интересное свойство. Эффективное управление они делают более эффективным, а неэффективное — еще более неэффективным, — говорил четыре года назад тогдашний заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов (сейчас занимающий должность начальника департамента транспорта и связи Тверской области), — Информатизация долгое время существовала как отдельное направление деятельности. Она никак не была связана с реорганизацией госфункций, оптимизацией административных процессов. Вопросы реинжиниринга рассматривались отдельно от автоматизации. Более того, информатизация понималась как закупка оборудования и программного обеспечения и поддерживала существующие неэффективные административные процессы. Медленный хаос стал более быстрым. У каждого чиновника на столе появилось по компьютеру, но его работа эффективнее от этого не стала».

Интересно, что сейчас российское правительство создало специальный портал (http://www.rezerv.gov.ru/), включающий базу данных тех людей, которые хотят работать в государственных структурах. Портал был разработан Министерством здравоохранения и социального развития, и в настоящее время уже все государственные ведомства получили правительственное распоряжение — разместить на своих сайтах сообщения об открытии портала и ссылки на него. Любой гражданин России в режиме онлайн теперь может оставить свою анкету на этом портале, и их данными будут пользоваться кадровые службы министерств и ведомств при подборе кандидатов на ту или иную должность. Кроме того, на портале будут размещаться все вакансии, которые появляются в федеральных госструктурах. Уникальность портала, по словам его разработчиков, в том, что он будет работать по принципу «одного окна», объединяя и базы вакансий всех ведомств, и базы кандидатов. Как сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, на сайте будет дана информация о потребностях государственных органов в кадровых ресурсах.

По данным интернет-портала SuperJob.ru, работать в госструктурах хотят более половины россиян (55%). Особенно рвутся на государеву службу те, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей в месяц (65%). Разочаровывает другое. По данным социологов, принести пользу родине хотят лишь 10% опрошенных, 13% открыто признались, что хотят получать «дополнительные неучтенные доходы», а 31% соискателей не прочь приобрести на госслужбе «нужные связи». Теперь же мечтающего работать во власти профессионала, по замыслу авторов проекта rezerv.gov.ru, есть два варианта. Первый — оставить анкету и просто ждать. После проверки резюме будет доступно всем кадровым службам государственных органов. Если в каком-нибудь министерстве потребуется именно такой человек, с ним свяжутся. Другой вариант предполагает более активные действия. Гражданин может самостоятельно проверить список вакансий и найти что-то подходящее для себя. Затем ему надо будет щелкнуть на нужную ссылку, и резюме автоматически уйдет кадровикам того ведомства, где нужен толковый чиновник. Правда, в обоих случаях кандидату придется пройти конкурс. Это обязательная процедура для назначения на госслужбу. Она была введена относительно недавно, и поэтому пока еще считается новинкой. Хотя объявления, что тому или иному ведомству требуется сразу пять-шесть начальников отделов и десяток-другой специалистов, уже перестали быть диковинкой.

По мнению разработчиков проекта, подобные меры должны принести «антикоррупционный эффект». Любое назначение будет проходить по конкурсу, поэтому провести «своего человека» на «хлебное место» теперь будет сложнее. Однако для кадровых служб министерств и ведомств — это лишь дополнительный инструмент для поиска работников, а отнюдь не панацея от коррупции. Кадровики получат доступ к большой базе желающих попасть на госслужбу и смогут выбрать из них наиболее профессионального. Однако если кандидат на должность уже есть (например, заместитель занимает место своего начальника после его ухода), то и конкурс проводить никто не будет.

Роман Базаров

Источник: www.cio-world.ru