Опрос проходил с сентября по декабрь 2009 года.
Данные компании специализируются на товарах, потребление которых не колеблется в течение года. В исследовании рассматриваются внедренные технологии, планы на будущее, бюджет ИТ и инвестиционные приоритеты в компании, а также новым для этого исследования является вопрос поддержки, которая влияет на ИТ в розничной торговле.
Основные тенденции, которые можно отметить:
■ Постепенное возвращение бюджетов, существовавших в ИТ до рецессии
■ Новые способы вовлечения и удержания клиентов
■ Оптимизация «4Р» (продукта/места продажи/цены/рекламных предложений)
■ Улучшение доступа к продукту
■ ИТ бюджеты относительно продаж слегка выправляются в 2010 году они составляют 1.3%, в 2009 году составляли 1.0% продаж. ■ Оптимизация продукта / места / промо предложений остается ключевым приложением внедрений и апгрейда системы. Следующие системы для внедрения названы самыми важными главными для бизнеса: Система автоматического восполнения склада (52%), Система оптимизации ассортимента (58%), Система оптимизации промо предложений (56%), Управление рекламной кампанией (54%), а также 46% опрошенных планируют внедрить систему прогноза спроса. ■ Система MDM (Master Data Management) имеет самый высокий рейтинг: ее внедрили или планируют внедрить 35% респондентов для всего предприятия и 28% респондентов – для отделов снабжения. ■ 42% респондентов планируют внедрить мульти-канальную CRM в течение ближайших трех лет. |
Основные результаты исследования
■ Исследование 2010 Global Retail CIO Survey включает мнения торговых компаний, чья выручка составила $528 миллиардов в более чем 62 тысячах магазинов. Это равняется 8% всего рынка Америки и Европ. Всего в опросе приняло участие 109 CIO и ИТ директоров.
■ ИТ бюджеты (в процентах от продаж) постепенно выравниваются после падения вследствие прошлогодней рецессии. Средний процент суммы, потраченной на ИТ сегодня составляет 1.3% розничных продаж по сравнению с прошлым годом, когда средний процент составлял 1.0%. Розничная торговля продовольственными товарами оказалась более устойчивой, нежели продажи непродовольственных товаров. ИТ бюджет продавцов продовольствия слегка вырос с 0.9% от объема продаж до 1.1% в этом году. Разница в бюджетировании ИТ между Америкой и Европой незначительна. Европейцы тратят на ИТ чуть больше (1.3% от продаж европейских ритейлеров и 1.2% — американских).
■ Более половины опрошенных (53%) считают, что размер ИТ бюджета относительно продаж останется тем же, что и в прошлом году. Но при этом, 26% опрошенных верят, что ИТ бюджеты увеличатся. В прошлом году увеличение бюджета порадовало только те компании, которые завершали уже запланированные внедрения. В этом году жизнь розничных торговцев потихоньку возвращается в нормальное русло.
■ Устойчивость еще не оказывает большого влияния на розничных торговцев, их бюджет и стратегию. Большинство опрошенных оценили важность устойчивости на 5,1 из 10 баллов. Когда попросили оценить важность устойчивости ИТ для бизнеса, они оценили ее на 10. В будущем для розничных фирм, имеющих много каналов сбыта, важное значение приобретет именно устойчивость и надежность системы. Поскольку она изменит суть розничной торговли, особенно в области торговых сетей, больших магазинов, доставки, поставок и охвата.
■ Рецессия не оказала большого влияния на долгосрочные планы на внедрение и апгрейд систем. У большинства фирм розничной торговли в планах большие вложения в новые ИТ приложения.
■ Во всех девяти областях розничной торговли, охваченных исследованием, ПО рассматривается, как самый важный фактор для оптимизации ключевых бизнес-процессов. Бизнес-процессы включают: пополнение склада (32%), автоматизация поставок (32%) и оптимизация цены (29%).
■ Самым важным приложением как в ИТ/, так и в управлении поставками считается Master Data Management (MDM) – так ответило 29% опрошенных специалистов предприятий и 33% специалистов в отделах управления снабжения.
■ Сотрудники розничных предприятий считают главным приоритетом апгрейд систем, относящихся к оптимизации использования имеющихся систем, таких как склад, персонал и торговые площади. Опрошенные отметили три важнейших на их взгляд области, где это важно: стимулирование сбыта (36%), автоматическое пополнение склада (30%) и оптимизация ассортимента (29%).
■ Относительно того, что большинство розничных торговых предприятий планируют внедрить, основное внимание уделяется мультиканальному CRM (42%) и программе лояльности клиентов (38%). Это новый тренд, по мнению аналитиков, и признак того, что предприятия розничной торговли в попытке остаться на плаву идут дальше, чем просто сокращение расходов. Они пытаются привлечь больше клиентов и поддерживать отношения с уже существующими. Вне зависимости от канала продаж.
■ Среди приложений, которые опрашиваемые наименее всего хотели бы внедрить, перечислены те, которые не приносят никакой пользы в короткие сроки, а также те, которые используются в областях, где по мнению руководства компании вполне можно обойтись более простыми средствами. Так 64% опрошенных не планируют внедрять системы покупки инвестиций, 60% — облачные вычисления, и 51% — базовые системы лояльности. Это три приложения, которые наименее важны для фирм розничной торговли.
Графики эффективности в следующей главе этого отчета показывают, какие приложения наиболее популярны у продуктовых и непродуктовых ритейлеров. Приложения «обязательные к внедрению» — это те, которые были внедрены в 75% (и более) опрошенных предприятий за последние три года.
Систематизация
Представленная вашему вниманию таблица показывает основные тренды внедрения ПО в как продуктовых, так и промтоварных точек розничной торговли Европы и Америки в ближайшие три года, а также средние ИТ бюджеты.
Конечно, все предприятия разные, что хорошо для одного магазина, не обязательно подойдет для другого. Но эта таблица показывает, что интересно большинству и куда они собираются инвестировать.
По результатам видно, что существует больше приложений, которые могут попасть в разряд «обязательных» для промтоварных торговцев, чем для продуктовых. Кроме того, торговцы промтоварами тратят больше на ИТ в процентном соотношении, чем продуктовые, что позволяет им быть более гибкими.
Те приложения, что появились в рейтинге в этом году, выделены жирным шрифтом, поэтому можно посмотреть на тренды и на новые веяния.
Тренды продуктовых предприятий розничной торговли
ПО: как минимум 75% опрошенных продовольственных торговых точек уже внедрили его или собираются внедрить в ближайшие 3 года.
Складские операции и эффективность
|
— Пополнение склада (91%) — Постоянная инвентаризация (89%) — Мобильные приложения (87%) — Управление рабочей силой (81%) |
Мультиканальный ритейл |
– Мульти-канальный CRM (78%) |
Оптимизация пополнения склада, управление складом и его заполнением
|
— Автоматическое пополнение (91%) — Прогнозирование спроса (85%) — Управление складскими площадями (84%) — Распределение площадей(81%) — Оптимизация ассоритмента (80%) |
Ценообразование и реклама
|
— Управление рекламной кампанией (93%) — Прогнозирование спроса (81%) — Оптимизация цены (80%) — Оптимизация рекламной кампании (79%) |
Маркетинг и лояльность |
— Информационная аналитика склад/клиент (85%) — Электронные маркетинговые коммуникации (84%) |
Логистика, дистрибуция и транспорт |
— Мультимодальные приложения (78%) — Управление трудовыми ресурсами (77%) — Планирование транспорта (76%) — Складская система реального времени (76%) — Оптимизация комплектации (76%) |
Управление поставщиками |
— Web EDI (90%) |
Страхование товара |
Ни одно из приложений не достигло 75% установки и не стояло в планах на внедрение |
ИТ и архитектура данных |
— Enterprise MDM (81%) |
Затраты на ИТ |
1.1% продаж |
Тренды промтоварных предприятий розничной торговли
Приложения: по меньшей мере 75% предприятий розничной торговли промтоварами уже внедрили или планируют внедрить в ближайшие 3 года.
Складские операции и эффективность
|
— Централизованное администрирование POS (93%) — Управление персоналом (92%) — Мобильные приложения (91%) — Постоянная инвентаризация (84%) — Пополнение склада (81%) |
Мульти-канальный ритейлинг
|
— Послепродажное обслуживание (95%) — Интернет-платежи (91%) — Доставка на дом (75%) |
Оптимизация пополнения, управление складским помещением и ассортиментом |
— Автоматическое пополнение (93%) — Распределение места (93%) — Прогнозирование спроса (88%) — Оптимизация загрузок и перевозок (86%) — Оптимизация ассортимента (84%) — Планирование товарных объемов (78%) |
Ценообразование и реклама
|
— Управление рекламной кампанией (95%) — Оптимизация стимулирования сбыта (89%) — Планирование изменений в спросе (84%) — Оптимизация цены (79%) |
Маркетинг и система работы с клиентами
|
— Маркетинговы е электронные коммуникации (94%) — Информационная аналитика склад/клиент (89%) — Системы лояльности – с информацией о клиентах, связанная с закономерностями спроса и покупательского поведения (79%) |
Логистика, дистрибуция и доставка
|
— Управление трудовыми ресурсами (88%) — Система управления складом реального времени (85%) — Логистика возвратов / возвраты / транспортировка (85%) — Оптимизация комплектации (81%) — Оптимизация логистической сети (81%) — Управление транспортом (78%) — Планирование транспортировок (76%) |
Управление запасами
|
— Web EDI (86%) — VMI / CMI (78%) — Поставщики (77%) — MDM (75%) |
Страхование товаров |
Ни одно из приложений не достигло 75% внедрения или планирования внедрения в ближайшие три года. |
ИТ и информационная архитектура |
— Enterprise MDM (82%) |
Затраты на ИТ |
— 1.4% продаж |