USD 92.26 ЕВРО 99.71

Стоимость ИТ услуг: формируется фундаментальная часть облачных вычислений

Аналитика

Стоимость ИТ услуг: формируется фундаментальная часть облачных вычислений

Стоимость ИТ услуг является, возможно, самой спорной частью, входящей в основу облачных вычислений. Главная ее идея – четкое измерение всех вычислительных ресурсов и сервисов с тем, чтобы пользователь оплачивал только то, что потребляет. Большие предприятия могут практиковать это внутри своей структуры, или как минимум показывать затраты, чтобы научить менеджеров рассматривать их со стратегических позиций.

Но какие метрики может использовать ИТ отдел для выставления счета бизнес-подразделениям за облачные сервисы – и вообще за любые сервисы? Это сложный вопрос, который еще усложняется по мере движения вверх по облачной инфраструктуре, считают эксперты. На уровне инфраструктуры как сервиса (IaaS) вы можете брать плату за процессорное время, ввод/вывод, трафик, память и дисковое пространство; на уровне платформа как сервис (PaaS) надо добавить разработку приложений и  поддержку. На самом верху, на уровне программа как сервис (SaaS) метрики должны оценивать получаемые бизнесом выгоды – число ответов на запросы от клиентов за определенное время, к примеру.

Есть инструменты, которые позволяют ИТ отделам собирать данные о загрузке процессора и тому подобное, но поддержка – это неточные цифры, которые заставят бизнес-подразделения задуматься. Более того, такое понятие как ценность для бизнеса SaaS может оказаться сложным даже для ИТ специалистов. Как его рассчитать? А если добавить виртуальную инфраструктуру, разделенную инфраструктуру и эластичность – адаптирующую всплески нагрузок – в довершение всего, очень сложно сказать, кому конкретно присылать счет.

Но ИТ отделам нужно выработать стратегию расчета стоимости услуг, и чем быстрее,. тем лучше, чтобы конкурировать с лидерам рынка, как Amazon.com Inc. со своим эластичным облаком, где бизнес-подразделения могут с легкостью обойти свой собственный ИТ отдел, чтобы приобрести необходимые услуги, и после этого потребовать от внутреннего ИТ отдела их поддерживать.

«Стоимость услуг всегда была яблоком раздора, и появление облачных услуг этот сделало этот вопрос еще более актуальным , — говорит Хулио Гомез, со-основатель Innovation Councils LLC, компании, что собирает CIO из разных сфер индустрии для обсуждения новых технологий. – Ценообразование внешних поставщиков относительно прозрачно, а сервисы – вполне определены, особенно, если говорить о IaaS, так что, внутренние клиенты могут посмотреть, сколько они платят за сервера, вычислительные ресурсы, хранилище данных и так далее, и сравнить это с тем, сколько просит за это Amazon, что ставит ИТ отдел в неловкое положение».

Сложные метрики

В традиционной модели ценообразования, ИТ отдел может разделить свой бюджет, потраченный на предоставление сервисов, на количество бизнес-подразделений, которое оно обслуживает. Конечно, могут случиться проблемы, если одно бизнес-подразделение посчитает, что с него берут больше, чем с других. В облаке такой сценарий еще усложняется, потому что ИТ нужно  продумать о таких метриках, как коэффициент и время потребления.

Посмотрите на счет за обычные бытовые услуги: воду и электричество. Вы платите за использованную воду, а как вы ее используете – не важно: включаете кран на полную катушку на 3 минуты или оставляете воду капать весь день. С точки зрения ИТ индустрии поддержка большого объема трафика на краткое время может потребовать иной архитектуры, нежели для поддержки обычного режима – и точно также – иную модель биллинга. И, как счетчик электроэнергии, который крутится тем быстрее, чем больше приборов вы подключаете к электропитанию,  в модели расчета стоимости ИТ услуг нужен уровень структурированности для отражения объемов потребления. Так считает Дэниел Вайсс, бывший «облачный» стратег корпорации Unisys Corp.

В виртуальном мире, когда системы комбинируются, становится не только сложнее измерять ресурсы, но и возможность неполадок возрастают. Виртуальные сервера обычно заполнены до отказа, это означает, что они упадут, если все клиенты одновременно потребуют от них максимальной вычислительной мощности. И что делать, когда приложение забирает слишком много ресурсов? Эксперты предлагают взимать за это дополнительную плату.

Конечно, цель всего этого вовсе не превратить ИТ в счетчик затрат, а заставить бизнес-подразделения рачительно относиться к используемым ресурсам и показать, что вложения в ИТ направлены на поддержку стратегической инициативы, считает Вайсс. «Измерения потребляемого неизбежно, — говорит он. —  Я бы даже сказал, что сегодня они обязательны»

Все говорят, но оплаты за услуги так и нет

Из-за сложности расчета стоимости ИТ услуг немногие предприятия сегодня внедрили эту систему. «Вокруг много разговоров на эту тему, — продолжает Вайсс, — но очень сложно перейти от слов к делу и реально оценить полученные данные». Возможно, бизнес-подразделениям понадобится особое ПО, чтобы оценить работу компонентов IaaS. «Но редко, кто внедряет эту систему полностью, — сожалеет он. – Обычно всем хватает только 20%»

Кроме того, эти программы дают не слишком много, считают эксперты, которые предлагают оценивать сервисы самообслуживания в облачной среде, пропуская их через автоматизированный портал. Компания VMware Inc. сейчас работает над подобным софтом, чтобы усилить свое присутствие в частных облаках.

К сожалению, этого инструментария не существовало, когда у нас появились облачные технологии, и никаких стандартов по ИТ биллингу тоже нет – вендоры надеются изменить ситуацию и сейчас находят в поисках стандартов. 

Дэвид Линк, CEO  компании ScienceLogic LLC, обсуждает эту тему  с Intel Corp., которая строит частное облако на 20 000 серверов с тем, чтобы найти лучшие практики для предприятий. Компания The Santa Clara из Калифорнии недавно выпустила white paper с описанием собственного портала для управления оценкой сервисов самообслуживания. «Чуть позже мы планируем внедрить функционал портала в разработку  частных облачных  и тестовых сред, а после мы сделаем портал стандартным интерфейсом для работы по схеме IaaS для всех приложений», — написано в документе.

Естественно, если Intel находит решение проблемы, остальным предприятиям не придется ходить вокруг да около. «Это тот самый мифический последний дюйм в ИТ индустрии, который кажется неразрешимым», — сказал Линк.

«Но это крайне важно для модели облачных услуг, — считает Вайсс. – Это единственный способ для компании предоставлять коммерческие услуги и получать за них обоснованную мзду – это внедрить систему их оценки».

 

Подготовлено НП «СОДЕЙСТВИЕ» по материалам www.cio.com