USD 92.26 ЕВРО 99.71

Процесс для стратегических перемен [вместо стратегического планирования]

Аналитика

Процесс для стратегических перемен [вместо стратегического планирования]

Давно ушли те времена, когда у ИТ отдела были жесткие стратегические планы на много лет.

Цели компании остаются более-менее неизменными в течение четырех-пяти лет,
но для достижения этих целей стратегия ИТ должна быть очень гибкой – она должна
постоянно акорректироваться. Точно также, как курс корабля, который идет к
далекой цели – постоянно корректируется. Реальный мир, иногда непредсказуем и
сбивает тебя с намеченного курса, поэтому свои действия необходимо
корректировать.

Недавно прошла презентация процесса Джона Бойда под называнием Петля OODA
 (Observe – Orient – Decide – Act) — это модель действия в
быстроизменяющейся среде. Ниже предлагаем пример опыта CIO с фокусом на Петлю
OODA  – с постоянной коррекцией ИТ стратегии для достижения стратегической
гибкости.

Процесс реализуется в четыре ступени (диаграмма).

Четыре ступени изменения ИТ стратегии

Начнем с оценки сегодняшней ситуации в бизнесе и ИТ, а также сбора
релевантной информации, позволяющей оценить возможности и угрозы. Нарисуйте
большую картину, создав в буквальном смысле карту, где очертите территорию, на
которой оперирует ваша компания. С ее помощью найдите место вашей компании
сегодня и местоположение , где вы планируете оказаться. Это не только
географическая карта. Вам нужно разметить на ней рынки, на которых оперирует
ваша компания, а также нанести и сравнить возможности ваших  систем с
возможностями конкурентов и сравнить их ИТ инфраструктуру с вашей.

Эти графики и карты, диаграммы и списки определяют, где ваша компания
находится сегодня и где она хочет быть в  будущем. Этот пункт назначения и
есть стратегическая цель ИТ. Правильная стратегия начинается с понимания 
текущего местонахождения и точки, которую нужно достичь.

Выяснить, как дойти отсюда туда – значит, проложить курс. Последние
десятилетия учат нас не использовать стратегии «большого взрыва», которые
пытаются переместить компанию из сегодняшней точки в точку желаемую в один
большой прыжок, и, в большинстве случаев, такие попытки проваливаются. Вместо
этого, определите цепочку действий, которые проложат ваш путь в желаемом
направлении, отметив несколько промежуточных точек. Потом проведите расчеты
перехода с данного места на следующую промежуточную точку вперед, в сторону
достижения цели.

Управление рисками требует от вас убедиться, что каждый шаг с одной
промежуточной точки на другую можно сделать за 3-9 месяцев и что достижение
каждой приносит свои собственные преимущества. Ибо каждая промежуточная точка,
до которой нужно идти 3-9 мес, не может быть просто отмекой на середине пути,
для достижения которой нужно проделать какую-то работу, ее достижение должно
иметь самостоятельную ценность. Иными словами, говоря на языке ИТ, такая
промежуточная базовая точка должна оказаться либо функционирующей системой,
либо бизнес процессом, а не просто аналитическим документом или набором
спецификаций. Результат достижения этих промежуточных точек должен быть
использован для бизнеса компании и окупать вложения, затраченные на их
достижение.

Откажитесь от рисковых и негибких стратегий

Спроектируйте промежуточные точки таким образом, чтобы изменения в рабочей
силе, операциях и технологиях были управляемыми и допустимы по объему вложений.
Помните, что система – это люди, процедуры и технологии, организованные
соответствующим образом. Не пытайтесь внести такие изменения в эти три области,
которые превосходят возможности вашей организации. Будьте честны с собой насчет
того, что возможно, а что – только вероятно.

По достижению каждой промежуточной точки необходимо заново провести оценку
ситуации и новых тенденций. Эта точка станет опорой для следующего шага, но не
загоняет вас в жесткие рамки предопределенной последовательности шагов. Мир за
это время тоже изменился, так что, оцените свои возможности и снова распишите
последовательность шагов.

Кроме того, достижение новой точки дает вам преимущества, которых у вас не
было раньше. Поэтому стоит подумать, как их использовать для дальнейшего
продвижения, а также просчитать новые риски. Примите решения из расчета бизнес
целей, которые планирует достичь компания.