USD 66.26 ЕВРО 75.39

Новая глава в развитии мобильной связи?

Аналитика

Новая глава в развитии мобильной связи?

Wi-Fi изменит облик мобильной отрасли

Развитие мобильности и изменения, которые она несет в нашу жизнь,
 достигли небывалого уровня. В 97 странах количество мобильных устройств
превысило численность населения[1]. Согласно результатам опубликованного недавно
исследования Cisco
«Индекс
развития визуальных сетевых технологий: прогноз развития мирового мобильного
трафика за период с 2011 по 2016 год»
, за период с 2011 по 2016 год
объем мирового мобильного трафика вырастет в 18 раз до 10,8 эксабайт в месяц.
Мобильные операторы делают все возможное, чтобы предоставить абонентам
экономичные, масштабируемые и прибыльные мобильные широкополосные услуги.

Ряд рыночных изменений указывает на то, что традиционная мобильная отрасль
стоит на пороге фундаментальных перемен:

·                  
стремительно растет число устройств со встроенной технологией
WiFi.

Сегодня почти все персональные мобильные устройства, включая смартфоны,
планшетные компьютеры, камеры и игровые консоли, поддерживают технологию
Wi-Fi.

·                  
Почти половина роста сетевого трафика приходится на
WiFi. Согласно  упомянутым выше прогнозам
Cisco, к 2015 году доля мобильного трафика в общем IP-трафике составит всего 8
процентов, тогда как доля Wi-Fi — 46 процентов.

·                   
Заметно растет число точек доступа WiFi. В
современном мире доступ Wi-Fi имеют почти четверть миллиарда домохозяйств и
более 4 млн общественных зданий[2].

·                  
Все шире распространяется бесплатный доступ к
WiFi. Во 2-ом квартале 2010 года свыше 55
процентов общественных точек доступа Wi-Fi были бесплатными для
абонентов[3]. Многие операторы
проводной широкополосной связи предлагают абонентам пакеты услуг, включающие
бесплатный доступ к Wi-Fi.

·                   
WiFi становится важным методом разгрузки сотовых сетей
от нарастающего трафика передачи данных.

·                   
WiFi становится частью более широкой беспроводной
сетевой среды.
Wi-Fi не только дополняет сотовые «макросети», но и
становится важнейшим компонентом архитектур с «малыми сотами».

 

Новый тип мобильной сети

Эти фундаментальные изменения доказывают зрелость технологии Wi-Fi,
позволяющей строить по-настоящему надежные беспроводные сети доступа. Вот как,
по мнению IBSG, будет выглядеть Wi-Fi и вот как эта технология будет
взаимодействовать с традиционными мобильными сетями:

·                   
WiFi уже есть в большинстве мест, где мы с вами
бываем.
Исследования показали, что в 80 процентах случаев люди подключаются
к Интернету дома, на работе или находясь в других помещениях то есть там,
где  есть Wi-Fi[4].

·                   
Мобильная связь не так уж мобильна. В том же исследовании говорится, что
две трети сеансов связи со смартфонами – это, скорее, не мобильная связь, когда
пользователь находится в постоянном движении, а связь nomadic  — связь для
переносных устройств, когда пользователь  перемещается на незначительной
территории или находится на одном месте. Такая связь включает передачу
сообщений по электронной почте, работу в Интернете, игры, использование офисных
приложений и видеосвязь. Именно Wi-Fi прекрасно поддерживает эти виды
деятельности.

·                   
Новые  переносные мобильные устройства будут
перед
авать еще больше данных в мобильном режиме. По
сравнению с обычным мобильным телефоном, смартфон в среднем генерирует в 24
раза больше данных, планшетный компьютер — в 122 раза больше, а ноутбук — в 515
раз больше. Хорошо, что большинство планшетов и других подобных устройств
обладают функциями Wi-Fi, что позволяет разгружать  сотовые сети.

·                   
Абоненты готовы использовать WiFi технологию
как замену или дополнение к сотовым технологиям.
Исследования выявили
примечательный факт: в США пользователи смартфонов уже сегодня в каждом третьем
случае выходят в Интернет через Wi-Fi, а не через сотовые сети.

·                   
WiFi может обеспечить более высокую экономичность и
качество услуг.
Пользователи быстро осознают преимущества Wi-Fi: более
высокую скорость, хорошую зону покрытия и более широкие возможности при более
низких расходах по сравнению с традиционной сотовой связью. Сложные тарифные
планы, более высокая стоимость, «белые пятна» в зонах покрытия и зачастую
привязка к устройствам лишь одного типа — все это заставляет
пользователей искать альтернативы сотовому доступу.

·                   
Есть множество способов получения прибыли от технологии
WiFi. Помимо традиционного бизнеса, связанного с
установкой точек доступа и управлением ими, появился ряд новых оптовых и
пользовательских моделей доступа, позволяющих оператору выставлять счета другим
мобильным операторам и поставщикам услуг Wi-Fi, а также решать более широкие
стратегические задачи, включая  продажи новых сервисов и продуктов, а
также сокращать отток абонентов.

 

Разработка успешных стратегий

Широкое разнообразие и быстрое развитие бизнес-моделей Wi-Fi показывают, что
для успеха на этом рынке крайне важно правильно его сегментировать. Во-первых,
нужно понять, какие устройства вы обслуживаете: смартфоны, сенсорные датчики
или «переносные » устройства, работающие только по  технологии Wi-Fi.
Во-вторых, нужно четко определить сегменты рынка (мобильные операторы,
индивидуальные абоненты, корпоративные пользователи, расположение точек
 доступа Wi-Fi). Это очень важно с точки зрения координации общих задач
бизнеса и оперативных моделей. И, наконец, оператор должен иметь четкое
представление о своих стратегических целях на рынке Wi-Fi. Учитывая большое
разнообразие этого бизнеса и рынка, мы рассмотрим возможные варианты успешной
стратегии у трех типов операторов:

·                   
мобильные операторы. У них обычно нет собственной сети Wi-Fi, но
если  даже она имеется, ее возможности сильно ограничены. Главная цель
мобильных операторов в данной области состоит в сокращении расходов на
управление сотовой сетью за счет использования технологии Wi-Fi для разгрузки
сети, вынужденной передавать все больше трафика данных, и для избавления
оператора связи от дополнительных капитальных вложений по установке нового
сотового оборудования. Мобильным операторам нужно определить, насколько хорошо
Wi-Fi вписывается в их общее стратегическое положение, планы расширения
существующей сотовой сети и предложения для абонентов. Им также нужно решить,
строить ли собственную инфраструктуру Wi-Fi или арендовать ее у внешнего
поставщика.

·                   
Операторы WiFi. У них нет собственных
сотовых сетей.  Они владеют только сетями Wi-Fi, развернутыми в
общественных местах и имеющими соединения с домашними или корпоративными сетями
широкополосного доступа. Главные бизнес-модели для таких операторов решают две
задачи.  Это, во-первых, оптовая продажа ресурсов доступа Wi-Fi сотовым
операторам для разгрузки их сетей, а во-вторых, продажа услуг доступа и услуг с
добавленной стоимостью владельцам единичных точек Wi-Fi  для сокращения
 оттока клиентов  и дифференциации  своих проводных
широкополосных услуг. Операторы Wi-Fi должны искать пути активного расширения
своих сетей, формирования Федераций или партнерств, заключения соглашений о
роуминге и поиска новых источников дохода.

·                   
Интегрированные операторы. Операторы этого типа одновременно владеют
проводными и беспроводными широкополосными сетями. Кроме того, у них, как
правило, есть собственная установленная база Wi-Fi. Основная бизнес-модель для
интегрированных операторов состоит в использовании Wi-Fi для разгрузки своих
сотовых сетей, сокращения расходов, снижения оттока абонентов и бандлирования
 фиксированных широкополосных предложений с мобильными. Интегрированным
операторам нужно искать способы успешного сочетания мобильных и фиксированных
широкополосных сервисов, интеграции сетей, а также быстрого, эффективного и
повсеместного распространения технологии Wi-Fi.

Развитие операторов беспроводной связи будет продолжаться, но одно уже ясно:
Wi-Fi превращается в критически важный элемент нынешних и будущих мобильных
сетей. Растущий спрос на мобильные соединения означает, что дел в этой области
хватит для всех, и успех будет зависеть от умения сочетать традиционные сотовые
сети, сети Wi-Fi и другие технологии беспроводного доступа нового
поколения.



[1] Международный союз
электросвязи, октябрь 2010 года.

[2] IDC, ноябрь 2010 года.

 

[3] In-Stat, август 2010
года.

 

[4] JiWire, июнь 2010
года.

 

Статья Стюарта Тейлора (Stuart Taylor), директора
консалтингового подразделения Cisco IBSG

Cisco News